0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анатомические особенности и процесс формирования

Этапы развития анатомии

Первые этапы развития анатомии предусматривали описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов.

I этап Описательная анатомия– этот метод господствовал вплоть до xx столетия.

II этап Систематическая анатомия – организм человека стали изучать по системам органов, объединенных общей функцией, строением и развитием.

III этап Топографическая анатомия (или хирургическая эпоха) – при хирургических вмешательствах хирурги должны были точно определять место положения органа в человеческом теле.

IV этап Пластическая анатомия – формы и выпуклости человеческого тела.

V этап Функциональная анатомия – связана с систематической.

VI этап Возрастная анатомия – изучает человека в разные периоды жизни.

VII этап Сравнительная анатомия – сравнивает тело человека с разными животными.

VIII этап Археологическая анатомия – изучает человека в разные эпохи жизни.

5. Древние ученые анатомы:

Врачевание возникло раньше, чем появились сведения о строении и функции органов тела животных и человека.

Вскрытие тела животных проводились при жертвоприношениях и приготовлении пищи, человека – при бальзамировании.

Гиппократ – 460л. до н.э. – время зарождения анатомии.

Открыл 4 вида жидкости – кровь, слизь, желчь, черная желчь.

Ошибки – артерии содержат воздух, мозг вырабатывает семя.

Платон – (427-347 до н.э.) выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отдела спинного мозга.

Ошибки – 3 души (мозг, печень, сердце – здесь находится 3 души).

Аристотель– главным органом в организме является сердце. Открыл сухожилие и нервы.

Гален – впервые стал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных.

XVI век описал 7 пар черепных нервов. Написал труды «О частях тела человеческого».

Авиценна– написал книгу «Канон врачебной науки».

Андрас Везалий – 1514-1564 написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела».

Гарвей– (1578-1657) большой круг кровообращения, анастомозы – места соединения крупных сосудов.

Сервет — (1511-1553) малый круг кровообращения.

Азелли — (1591-1626) описал лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки.

В 1725г – была открыта академия наук в Петербурге.

В 1795г. – Университет в Москве.

Ломоносов – открыл закон сохранения материи, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений.

Шванн— (1810-1882) открыл клетку, в 1839г. создал клеточную теорию строения организмов.

Пирогов– был военно-полевой врач, вскрыл 12 тысяч трупов. Применил наркоз, шины, открыл фасции.

Лесгафт– применил метод рентгенографии, основоположник физического развития.

Воробьев– создал атлас, применения бальзамирования (труп Ленина).

Сеченов – открыл рефлексы головного мозга.

Павлов – пищеварительная система, нервная система, 2-я сигнальная система (роль слова).

6. Анатомическая номенклатура:

Смотри приложение №1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9576 — | 7368 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПЕРИОДЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНАТОМИИ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНАТОМИИ. ВИДЫ АНАТОМИИ

Нормальная анатомия человека (от греч. anatemno – рассекаю) – наука о строении органов,

систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиции развития и функ-

ции. В обобщенном виде можно дать и другое определение. Нормальная анатомия – это наука о

Анатомия человека относится к числу биологических дисциплин. В разделе биологических

наук выделяют две группы дисциплин – морфологию и физиологию. К морфологическим наукам

относятся анатомия, гистология, эмбриология, сравнительная анатомия. Эти науки занимаются

изучением формы и строения живых организмов, закономерностей их развития и взаимодействия

с окружающей средой. Следовательно, анатомия – это биологическая наука, относящаяся к разде-

лу морфологии (от греч. morphe – форма, вид и лат. logos – учение). Это фундаментальная дисцип-

лина в системе медицинского образования, так как она создает «фундамент» для последующего

изучения клинических дисциплин. Знание нормальной анатомии дает возможность изучать пато-

логическую анатомию, различать заболевания, проводить правильное лечение, хирургические

операции. Без знания анатомии невозможно стать врачом. «Врач, не знающий анатомии, для боль-

ного более опасен, чем болезнь» (В.Г. Ковешников), «Врач не анатом не только бесполезен, но и

вреден» (Ефрем Мухин).

Задачами анатомии как науки являются изучения формы, положения органов и их взаимоот-

ношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также включение за-

кономерностей конструкции тела человека в целом и составляющих его частей.

Изложение анатомии человека начинают изучать по системному принципу, поэтому такой

раздел анатомии имеет название системной анатомии. Системная анатомия дает представление о

строении, форме, положении, топографии и развитии органов по системам. В системную анато-

1. Рабочие системы (опорно-двигательный аппарат):

– остеология – учение о костях;

– артросиндесмология – учение о соединениях костей;

– миология – учение о мышцах.

2. Системы жизнеобеспечения (спланхнология – учение о внутренностях):

– гастроэнтерология – учение о пищеварительной системе;

– пульмонология – учение о дыхательной системе;

– урология – учение о мочевыделительной системе;

– андрология / гинекология – учение о половой системе.

3. Интеграционные (объединяющие) системы:

– ангиология – учение о сосудах;

– неврология – учение о нервной системе;

– эстезиология – учение об органах чувств;

– эндокринология – учение об органах внутренней секреции.

Все эти системы работают в организме, как единое целое.

Кроме системной анатомии выделяют:

· Топографическую (хирургическую) анатомию (topos – место, grapho – пишу) – исследует

взаимное расположение органов и тканей в каждой конкретной области послойно. Основателем

этого вида анатомии является Н.И. Пирогов.

· Возрастную анатомию (эмбриология, геронтология, гериатрия) – рост и развитие тела че-

ловека в разные возрастные периоды.

· Функциональную анатомию – рассматривает строение тела в связи с его функциями. Ос-

новоположником функциональной анатомии является П.Ф. Лесгафт.

· Эволюционную анатомию (сравнительная, антропология, тератология) – строение тела че-

ловека на разных этапах эволюции.

· Пластическую анатомию (основатель – Леонардо да Винчи) – изучает внешние формы тела

человека, пропорции. Дает сведения о динамике и статике внешних форм тела человека. Эти све-

дения используются в живописи, скульптуре, графике и т. д.

· Патологическую анатомию – изучает поражение той или иной болезнью органов и тканей.

· Динамическую анатомию – изучение анатомических особенностей организма под влияни-

ем физических упражнений; в т.ч. спортивную (в зависимости от вида спорта).

· Экологическую анатомию – изменения в органах и тканях под влиянием различных факто-

ров внешней среды. Решающее значение имеют и социальные факторы – условия труда и быта.

В зависимости от методов исследований различают макроскопическую анатомию – изучает

строение тела, отдельных органов и их частей невооруженным глазом или при помощи оптиче-

ских приборов, дающих небольшое увеличение (лупа); микроскопическую анатомию – изучает

структуру органа при помощи микроскопа.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ АНАТОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом изучения анатомической дисциплины является как живой человек, так и обучение

на трупах и анатомических препаратах. В этом плане совершенно справедливым является латин-

ское выражение «MORTEI DOCENT VIVAS» , т.е. «мертвые учат живых», которое является деви-

зом герба кафедры нормальной анатомии человека КГМУ и которое определяет главную задачу

Основными принципами изучения анатомии являются: описательный, системно-структурный,

функциональный, казуальный, возрастной, сравнительный.

Методы анатомического исследования:

1. Классические (традиционные):

– препарирование – осмотр тела и вскрытие, изучение отдельного органа или группы органов;

– инъекция сосудов, полых органов красящими массами или застывающими наполнителями с

последующим расплавлением тканей органа (коррозионный метод изготовления препаратов); ме-

тод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъекционная масса задерживает рентге-

новские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки, делается прозрачным;

– пироговские срезы (по Н.И. Пирогову) – на распилах замороженного тела исследуют распо-

ложение какого-либо органа (сосуда) по отношению к другим анатомическим образованиям.

– макро- и микроскопические методы (по В.П. Воробьеву) – макроскопический метод (от

греч. makros – большой) изучает строение тела, органов, их частей при помощи оптических при-

боров, дающих небольшое увеличение; микроскопический метод (от греч. mikros – малый) изучает

строение органов, специально приготовленных, тонких окрашенных срезов тканей органов при

2. Научные современные методы:

– рентгенография – позволяет изучать рентгеновское изображение мягких тканей – кожа, сус-

тавы, связки, хрящи, паренхиматозные органы и др.;

– компьютерная томография, дающая возможность видеть на телевизионном экране изо-

бражение, синтезированное из большого числа томографических изображений;

– ультразвуковое исследование (УЗИ) – основано на принципе эхолокации, где ультразвуко-

вой преобразователь выпускает волны в виде лучей;

Для изучения внешних форм и пропорций тела человека пользуются антропометрическими

ПЕРИОДЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНАТОМИИ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ

История анатомии является частью медицины и ее можно разделить на два периода:

1. Период древней (донаучной) анатомии.

2. Период научной анатомии.

Каждый из этих периодов делится на отдельные этапы.

I. Древний период (XX в. до н.э. – XV в. н.э.).

1. Этап древней анатомии (анатомия в Древнем Китае, Индии, Египте – XX в. до н.э. –

2. Этап примитивной описательной анатомии (Древняя Греция и Древний Рим – V-III

3. Этап схоластической анатомии (Италия, Франция, Восток – II-XV в. н.э.).

II. Период научной анатомии (начинается со времен Андрея Везалия – XVI в. н.э. и про-

должается до настоящего времени).

1. Этап макроскопической (описательной) анатомии – эпоха Возрождения (XVI-XVII

2. Этап микроскопической (эволюционно-функциональной) анатомии (XVII-XX вв.)

3. Этап ультрамикроскопической (молекулярной) анатомии (60-е гг. ХХ века – до на-

ДРЕВНЯЯ АНАТОМИЯ. История развития анатомии уходит в доисторическое время. Имен-

но тогда зарождались элементарные представления о строении организма. Подтверждением этому

служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400-2600 лет до н.э.).

В четвертом – втором тысячелетии до н.э. при бальзамировании трупов человека и животных

начинается накопление первоначальных сведений об органах, сосудах, устройствах сердца, кос-

Начиная с VIII века до н.э., в Древней Индии был отменен строгий запрет на вскрытие трупов

людей. В священных книгах индусов стали появляться первые сведения по анатомии человека. В

частности, считалось, что человек состоит из оболочек, 300 костей, 107 суставов, 400 сосудов, 900

связок, 90 жил, 9 органов и 3 жидкостей. Описаны методы мацерации и примитивные представле-

ния о некоторыхфункциях организма. Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела

человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI-VII вв. до н.э.), индийской книге

«Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах.

Сведения о целенаправленном (осознанном) изучении строения тела человека относятся к VIV

векам до н.э., связаны с историей Древней Греции.

АНАТОМИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА. Первым греческим анатомом

считают врача и философа Алкмеона Кротонского, найденные записи которого свидетельствуют

о прекрасной технике препарирования. В конце VI – начала V века до н.э. им был написан трактат

о строении тела животного, в котором впервые описал отдельные нервы и уяснил их значение для

функции органов чувств.

Выдающимися представителями медицины античного мира были Гиппократ, Аристотель, Ге-

рофил, Эразистрат и др.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) – один из величайших древнегреческих врачей и анатомов,

которого по праву называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах

телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа, позвонки, ребра, внутрен-

ние органы, глаз, суставы, мышцы, крупные сосуды.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – создатель огромного труда «История животных». Различал

у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин

Герофил (родился в 340 г до н.э.) – был первым врачом Древней Греции, который начал

вскрывать трупы. Описал некоторые из черепных нервов, их выход из головного мозга, оболочки

мозга, двенадцатиперстную кишку, лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки. Книга Геро-

фила «Anatomica» послужила стимулом для рождения целой науки.

Читать еще:  Диагностика и особенности лечения болезни кюммеля

Эразистрат (350-300 гг до н.э.) – был выдающимся хирургом, вскрывал трупы, он пришел к

мысли, что не «душа», а мозг руководит движениями человека. Он разделил нервы на двигатель-

ные и чувствительные.

Таким образом, работы древнегреческих ученых стали у истоков анатомических исследова-

ний. Эти исследования были очень разрозненны, часто содержали ошибочные представления и

нуждались в уточнении.

Анатомия Древнего Рима. Своего кульминационного расширения Римская империя достигла

во втором веке нашей эры. Выдающимся врачом Древнего Рима был Клавдий Гален (130-200 гг

н.э.), главная заслуга которого заключалась в том, что он обобщил и систематизировал все анато-

мические факты, добытые в античный период. Его основные труды носят название «Об анато-

мии». Они представлены в виде 16 книг. С именем Галена связаны: классификация костей, описа-

ние мышц позвоночного столба, выделение трех оболочек артерии, описание блуждающего и ли-

цевого нервов и т. д. Он подробно изучил строение мозговых оболочек и вен мозга, поэтому одна

из вен мозга названа его именем.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2321 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Введение

Физиология в содружестве с анатомией составляют основу современных медико-биологических дисциплин.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.

Строение органов и систем органов человеческого организма определяется, прежде всего, генетическими факторами, передаваемыми по наследству от родителей. Существенно изменяется структура при функциональных нагрузках. Кроме того, нормальное строение организма определяется отсутствием воздействий вредных факторов окружающей внешней среды (механических — давления, вибрации, шума; физических — температуры, ионизирующего излучения; химических — различных химических соединений, алкоголя, наркотических веществ и т.д.).

Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.

Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; возрастная анатомия — строение тела человека в зависимости от возраста.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений — общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Понятие роста и развития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами, жизни сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Закономерности роста и развития детей. Пропорции тела на разных этапах развития. С момента рождения и до смерти в организме человека отмечаются специфические особенности строения, биохимических процессов, функций организма в целом и отдельных его систем, которые изменяются в различные периоды его жизни. Эти изменения обусловлены наследственными факторами, в известной мере определяющими этапы роста и развития. Однако решающее значение для проявления этих наследственных факторов, формирования возрастных особенностей имеют обучение и воспитание, питание и гигиенические условия жизни, общение ребенка с окружающими людьми, спортивная и трудовая деятельность и другие факторы, составляющие существо социальной жизни человека.

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность.

Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т.е. в 11-15 лет.

Возрастная анатомия — это наука, изучающая особенности строения организма на разных этапах онтогенеза.

Возрастная физиология — это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) — совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866)

Возрастная анатомия рассматривает процесс развития индивида — онтогенез — в течение всей его жизни: внутриутробный (эмбриональный 8 недель, плодный от 2 до 9 месяцев) и постнатальный (ранний 20 лет, зрелый 55-60, заключительный) от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии и геронтологии.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

ВАФ — наука которая изучает особенности строения и функционирования организма, его жизнедеятельность в различные возрастные периоды.

Основные задачи возрастной анатомии и физиологии:

  • * выяснение основных закономерностей развития человека;
  • * установление параметров возрастной нормы;
  • * определение возрастной периодизации онтогенеза;
  • * выявление сенситивных и критических периодов развития;
  • * изучение индивидуально-типологических особенностей роста и раз-вития;
  • * выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.

В настоящее время одной из важнейших задач является воспитание и развитие здорового молодого поколении. Решение этой проблемы невозможно без знания возрастных особенностей структуры, функции и регуляции деятельности каждого органа, его взаимосвязей с другими органами, то есть возрастных особенностей функционирования организма. Организация учебных занятий, занятий физической культурой, труда и отдыха детей требует знания функциональных возможностей детского организма, которые определяются возрастными особенностями его структуры и функции. В связи с этим возрастная анатомия и физиология необходимы для успешного развития педагогики, психологии, физиологии питания, труда и спорта, гигиены и других дисциплин.

Для работников дошкольных и школьных учреждений знание морфофункциональных особенностей организма ребенка особенно важно, так как именно в период его становления при неправильной организации условий жизни и обучения особенно быстро возникают различные патологические нарушения функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Необходимо расширение знаний в области изучения развивающегося организма ребенка для повышения педагогической эффективности процесса обучения. Последняя зависит от того, насколько методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим особенностям школьников. Педагогическая эффективность определяется также соответствием условий организации учебного процесса возможностям детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития ребенка с повышенной чувствительностью и пониженной сопротивляемостью организма. В связи с этим возрастная анатомия и физиология являются необходимым компонентом знаний молодого специалиста, работающего с детьми: воспитателя, учи-теля, психолога, социального педагога, социального работника, гигиениста.

Успешно изучать физиологию можно, лишь зная макро- и микроструктуру органов (т.е. анатомию и гистологию) и основы протекания физических и химических процессов в живых тканях (т.е. биофизику и биохимию). С другой стороны, изучение физиологии должно предшествовать познанию клинических дисциплин.

Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-биологическая и педагогическая эффективность воспитания и обучения детей, обеспечения их нормального физического развития, формирования соматического и психического здоровья напрямую зависит от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детского организма. Именно знание важнейших периодов роста, развития и дифференциации в онтогенезе детей дает учителям и воспитателям разного уровня реальные рычаги эффективного воздействия на ход этих процессов с целью воспитания молодого поколения здоровым, физически развитым, готовым к активной жизни и труда.

Знание физиологии детского организма и особенностей прохождения детьми различных этапов своего развития особенно необходимо учитывать при организации всех форм физического воспитания, как основной меры обеспечения оптимизации физического развития детей и создания предпосылок их будущего крепкого здоровья. Глубокое знание особенностей анатомии и физиологии детей дает возможность сознательно выбирать эффективные средства физического совершенствования детей как на уроках физической культуры, так и во внешкольных условиях, способствует разработке наиболее эффективных методов формирования двигательных навыков и качеств, в том числе с использованием игр. Важно также учитывать, что физическое обучения и воспитания детей всегда должно ориентироваться на гигиенические требования к организации и проведению этих мероприятий, что будет способствовать не только формированию гигиенической культуры у самих детей, а и является залогом нормализации их физического развития, здоровья и активной жизненной позиции .

Учебное пособие имеет три части, каждую из которых можно рассматривать отдельным учебным модулем, соответствует современным

Стандартам высшего образования по педагогике и физического воспитания. В конце каждой части приведены контрольные вопросы и задания к тестового контроля знаний.

Пособие рекомендуется преподавателям и студентам педагогических университетов и учебных заведений физической культуры, учителям школ, воспитателям дошкольных учреждений, всем, кто интересуется проблемами воспитания здоровых и гармонично развитых детей.

ОСОБЕННОСТИ анатомии и физиологии детского организма

Общие закономерности роста и развития детей

Как известно, организм человека представляет собой самый высокий уровень организации живой материи. В то же время состав и строение человеческого организма имеет много общего с организмами других высокоорганизованных живых существ. Последнее, прежде всего, касается аналогий в структурных единицах, наличии отдельных систем, объединенных общим строением и функциями, и тому подобное.

Мельчайшими элементами человеческого организма, как и других живых существ, являются клетки, количество которых в одного человека превышает 100000000000000.

Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функциям, образует ткань. Из тканей формируются органы и системы органов, из которых и складывается целостный организм. Но организм это не просто сумма отдельных органов и систем, а единое целое, каждый из элементов которого обеспечивает (на разных этапах периода жизни) непрерывный развитие, поддержание жизнедеятельности и связь с окружающей средой. Указанное осуществляется под контролем и с помощью систем саморегуляции, которые у человека делятся на нервную и гуморальный. Именно эти две системы предназначены регулировать постоянство и постоянство внутренней среды организма (гомеостаза) при любых условиях жизни и внешней деятельности, а также регулировать все процессы поведения и психоэмоционального статуса. Кроме этого, гуморальная система обеспечивает еще и контроль и управление реализацией генетической программы жизни организма человека в онтогенезе.

Онтогенез это индивидуальное развитие организма, включая всю совокупность морфологических, физиологических и биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до смерти. Онтогенез проявляется ростом и дифференциацией (специализацией) тех или иных органов, систем и процессов. Онтогенез, помимо прочего, тесно связан с филогенезом, то есть с историей (эволюцией) развития всего живого на земле и особенно филогенезом вида животных homo sapiens — человека разумного.

Одной из важных общих биологических свойств любой живой материи являются процессы роста и развития. Для большинства структурных элементов организма человека этот процесс начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и до момента смерти.

Под развитием в широком смысле этого понятия, следует понимать количественные и качественные изменения в организме человека, которые приводят к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех систем организма. Развитие включает три фактора: рост, дифференцировки (специализации) органов и систем и формообразования.

В процессе роста в организме происходят, прежде всего, количественные изменения: увеличивается численность или размеры отдельных клеток и органов, нарастает масса тела, формируются антропометрические показатели. Дифференцировки приводит к созданию и созревания отдельных функций и качеств в организме (например, умственное, половое или физическое созревание). Процессы формообразования обусловливают особенности внутренних и внешних форм женского или мужского организма, индивидуальные черты внешнего вида отдельных частей тела, интонацию голоса и др.

Читать еще:  Из за чего могут опухать суставы и как лечить патологию

Развитие каждого человека подчиняется определенным общим закономерностям, к которым относятся:

непрерывность и неравномерность роста и развития. Если произошло оплодотворение яйцеклетки, то одновременно «включается» генетическая программа непрерывности равно направленного жизненного цикла организма от зарождения до его смерти. Неравномерность роста и развития заключается в том, что в разные периоды жизни эти процессы идут с разной скоростью, ускоряясь и замедляясь, дают эффект прогресса или регресса и др. Например, во время прогрессивного развития ребенка выделяют два периода ускоренного роста.

Первый — от момента рождения до возраста одного года. В течение этого только одного года жизни длина тела у ребенка может увеличиваться почти в 2 раза (от 50-55 до 90-95 см); масса тела за этот год может расти в 2-2,5 раза (с 3-4 до 8,5 кг). Второй период ускоренного роста происходит во время полового созревания (с 11 до 15 лет), когда длина тела только за один из этих лет может увеличиваться на 10-15 см. Между указанными периодами, а именно в возрасте 1-11 лет, процессы роста привычно замедляются (длина тела может расти только на 1-4 см в год), за то интенсифицируются процессы дифференциации, например, умственной.

гетерохрония, которая заключается в том, что отдельные функциональные системы растут, созревают или стареют в разное время, иногда поэтапно, взаимно влияя друг на друга, обеспечивая организму лучше приспособления к условиям жизни в разные периоды онтогенеза. Например, кости скелета могут расти до 20-24 лет; мышечная система в основном развивается до 30-35 лет; прогресс половой функции начинается с 10-12 лет, а ее регресс — после 50 лет и др. На основании этой закономерности П. К. Анохин развил учение о системогенез;

системогенез это опережающий созревания жизненно важных, или более нагруженных функциональных систем. Например, ребенок рождается с хорошо развитыми круговыми мышцами рта, тогда как другие мимические мышцы лица созревают только в 1,5-2 года. Такое обусловлено тем, что ребенок с первого дня своей жизни должна сосать молоко матери, и обеспечивают именно круговые мышцы рта. Системогенез лежит в основе всех физических тренировок, когда идет, например, ускоренное созревание наиболее нагруженных групп мышц, развитие определенных органов, систем и так далее;

энергетическое правило скелетных мышц (предложенное 1. А. Аршавский) говорит о том, что особенности энергетического обмена, а также особенности изменений и преобразований в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем находятся в зависимости от развития и активности скелетных мышц. Это правило раскрывает взаимообусловленность ходу развития как отдельных функциональных систем, так и всего организма в целом;

закономерность надежности биологических систем свидетельствует о том, что весь путь развития любого организма от оплодотворения до смерти проходит с образованием определенных запасов жизненных сил и функциональных резервов, обеспечивает возможность широкого приспособления живых существ к разным условиям жизни. Например, кость бедра выдерживает нагрузку в 1,0-1,5 тонны, тогда как масса тела человека значительно меньше, но при прыжках нагрузки на эти кости может значительно возрастать;

акселерация — ускоренный рост, а также ускоренное физическое, умственное (психическое) или половое созревание людей современного периода жизни на Земле относительно предыдущих поколений (в ретроспектив! 50-100 и более лет). Причиной современной акселерации считается увеличение уровня солнечной (гелиогеннои) и земной (литогенной) радиации, что связано с экологическими проблемами, с уменьшением толщины озонового слоя атмосферы и так далее. Среди других причин акселерации называют урбанизацией населения (переход размещения в крупных городах с их высоким уровнем информационной нагрузки на людей); распространение миграционных процессов среди населения (гипотеза гетерозии), согласно которой увеличивается количество межнациональных браков и это положительно влияет на генофонд человечества. Алиментарная и нутривна гипотезы связывают процессы акселерации с изменением состава пищи, с расширением применения витаминов, биологически активных веществ (стимуляторов, гормонов и др.). Новейшие достижения в медицине, а также улучшение социально-бытовых условий жизни и внедрение новых форм воспитания и образования также могут способствовать процессам акселерации. Более подробно феномен акселерации рассмотрено в разделе 3. Развитие человека после рождения, то есть в постнатальный период, проходит через ряд этапов, выделение которых имеет важное значение для медицины, физиологии, психологии и педагогики.

Прежде всего возраст человека условно разделяют на хронологический и биологический. Хронологический возраст — это прожитый в годах, месяцах и днях период времени от даты рождения до определенного момента. Биологический возраст определяется совокупностью развития анатомических, морфологических и физиологических показателей по сравнению с возрастными нормами. Биологический возраст детей характеризуется, например, зрелостью скелета (ходом процессов окостенения), уровнем развития вторичных половых признаков, зрелостью зубов (сроками появления молочных и постоянных зубов, потертостью зубов), функциональной, морфологической (особенностями тела, его частей или органов) и психической зрелостью . Биологический возраст не всегда совпадает с хронологическим. У людей, придерживающихся здорового образа жизни, биологический возраст может отставать от хронологического (они выглядят моложе своего возраста, имеют большую мышечную силу, активную психику и др.). Напротив, у людей, употребляющих алкоголь или наркотики, много курят, нервничают, не соблюдают рационального режима труда и отдыха биологический возраст может опережать хронологический: они выглядят старше своего возраста, имеют вялые мышцы, замедленные мыслительные процессы и эмоции. Существует несколько методов определения биологического возраста человека, в том числе с использованием сложных инструментальных подходов. Примерно биологический возраст (БВ, лет) можно определить по формулам, предложенным В. Г. Грибан (2005):

для мужчин: БВ = 27,0 + 0,22 • АДс + 0,72 СЗ — 0,15 МБ;

для женщин: БВ = 1,46 + 0,42 ATв + 0,25 М + 0,7 СЗ — 0,14 МБ,

где: AT — артериальное давление, систолическое; AT — артериальное давление, пульсовое; СЗ — самооценка состояния здоровья, в баллах от 1 до 5; СБ — статическая балансировка с закрытыми глазами на левой ноге без обуви, с; М — масса тела, кг.

Современная возрастная физиология и организации здравоохранения выделяют следующие биологические периоды в жизненном цикле человека:

I. Новорожденный . от 1 до 28 дней (ранний 0-7 дней,

поздний 8-28 дней).

II. Грудной возраст . . с 29 дня до 1 года.

Анатомические особенности и процесс формирования

№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter ) от левой (левый — sinister ). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante -, rior ) от задней (задний — pos ­ terior ), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» ( ventralis ), «спинной», или «дорсальный» ( dorsalis ).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior ) от вышележащих (верхний — superior ).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus , transversdlis ) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior , проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste ­ rior , идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis , идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis , проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildrisсосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior , начинается от одноименной складки ( plica axillaris anterior ) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media , начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior , — от одноименной складки ( plica axillaris posterior ). Лопаточная линия, linea scapuldris , проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis , — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

Читать еще:  Где на самом деле расположено сердце

№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систе­матический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на челове­ческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела че­ловека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анато­мия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и син­тетическая.

№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

Наличие индивидуальной изменчивости формы и строенщ тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациями» строения организма (от лат. variatio — изменение, varians -* вариант), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia — неправиль­ность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука терато­логия (от греч. teras , род. падеж teratos — урод).

Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особеннос­ти строения . Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся.

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморф­ный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.

Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on , род. падеж, ontos — сущее, существую­щее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие чело­века до рождения (пренатальный период) рассматривает э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения (постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжи­тельности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения — геронтология (от греч. geron — старик).

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового созревания происходит замедленный, но равно­мерный рост черепа, особенно в области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300 см 3 . В этом возрасте в основном завершено сращение отдель­ных частей костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

Значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены в работе воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:15, сочинение

Описание работы

Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и охраняет их здоровье. Он принимает активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровление детских коллективов и создание нормальных условий как окружающей среды, так и всего учебно-воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать санитарную культуру в их домашнем быту.

Содержание работы

Введение
Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.
Вывод.

Файлы: 1 файл

эссэ2.docx

На тему: «Значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены

в работе воспитателя».

    1. Введение
    2. Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.
    3. Вывод.

Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и охраняет их здоровье. Он принимает активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровление детских коллективов и создание нормальных условий как окружающей среды, так и всего учебно- воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать санитарную культуру в их домашнем быту.

Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.

Анатомия — это наука изучающая строение отдельных органов, систем органов и организма в целом. Возрастная анатомия рассматривает процесс развития индивида-онтогенез — в течение всей его жизни: эмбриональной (утробный период) и постэмбриональный (внеутробный период) от рождения до момента смерти. С этой целью используется данные эмбриологии и геронтологии.

Физиология — наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, системах органов и целостном организме человека (организм, клетка, ткань).

Возрастная физиология — раздел физиологии, изучающий:

— возрастные особенности жизнедеятельности;

— закономерности формирования и угасания функций организма.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.

Основные задачи возрастной анатомии и физиологии:

1. Выяснение основных закономерностей развития человека;

2. Установление параметров возрастной нормы;

3. Выявление сенситивных и критических периодов развития;

4. Изучение индивидуально- типологических особенностей роста и развития;

5. Выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.

Гигиена — наука о здоровье , изучает условия наиболее благоприятные для труда и отдыха, режима.

Необходимость для педагогов знания возрастных особенностей функционирования организма ребенка, неоднократно подчеркивалась учеными.

«Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела — анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие»- писала Н.К.Крупская. «Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка».

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо- физиологические особенности детей, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Основателем возрастной анатомии и физиологии можно считать И.И.Мечникова, создавшего теорию старения и смерти.

Зная физиологические и анатомические особенности организма дошкольника, воспитатель сможет правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет воспитателю укрепить здоровье детей.

Изучение анатомо- физиологических особенностей организма дошкольника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма.

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо-физиологические особенности детей, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Важное значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Объективное изучение функций мозга детей раннего возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций на ранних этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности. Дошкольная гигиена – наука изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей. Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Зная физиологические и анатомические особенности организма школьника, воспитатель сможет правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет учителю укрепить здоровье детей.

Изучение анатомо- физиологических особенностей организма младшего школьника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма.

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. Пособие для вузов. М.: Академия, 2000. — 453 с.
  2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека: (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1999. — 438 с.
  3. Безруких М.М., Сонькин М.М., Фарбер В.Д. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. — 413 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector