0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анатомия и физиологические особенности

Анатомия и физиологические особенности

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, и постоянном взаимодействии с внешней средой , происходит от греч. anatemno,что означает рассекаю, расчленяю. Организм человека представляет собой очень сложную живую биологическую систему. Различают анатомию несколько видов:

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

2. История анатомии

Сведения о строении тела человека относятся к 5-4 векам до новой эры. Основоположником анатомии, отцом » медицины» является Гиппократ (460 — 377 г.г до н.э) . Его научные труды объединены в «Гиппократовы труды». Он изучал строение желез, кишечника, прорезывание зубов у детей,описал несколько костей черепа, строение сердца, считая, что воздух охлаждается в сердце.
Клавдий Гален (130-200г.г.) обобщил ,систематизировал анатомические сведения, описал их в 16 книгах. Классифицировал оболочки артерий, описал мышцы спины, нервы блуждающий, лицевой , оболочки мозга. Составил круг кровообращения с центральным органом печень.
Анатомия Средневековья — застойные времена из-за инквизиции церкви, запрещалось вскрытие трупов. Но на Востоке наука развивалась свободно, великий таджикский врач ,философ Али Ибн Сина (Авиценна) 980-1037гг, ,автор более 100 произведений по разным наукам, написал медицинский труд «Канон врачебной науки» 1002г.. Авиценна проанализировал все сведения по анатомии и физиологии, открытые древнегреческими учеными, проводя собственные наблюдения.
Анатомия эпохи Возрождения. Гениальный художник Леонардо да Винчи (1452-1519гг) является основоположником пластической анатомии. Описал изгибы позвоночника, щитовидную железу, классифицировал мышцы. Церковь преследовала эго открытия, в медицине его открытия стали применяться значительно позднее.
Андрей Везалий (1514-1564) — отец описательной анатомии. Он вскрывал и препарировал трупы ,делал зарисовки костей, мышц, внутренних органов, сосудов, нервов. Издал небольшой атлас «Анатомические таблицы» 1538г.и знаменитый труд «О строении тела человека» 1543г.
Ученик Везалия Г.Фаллопий (1523-1562) описал маточные трубы, а В.Евстахий (1510-1574) обнаружил слуховую трубу.
В Голландии в середине 17 века был организован анатомический музей бальзамированных трупов. Петр первый купил коллекцию препаратов и в Санкт -Петербурге до сих пор хранятся в Кунсткамере.
Развитие анатомии в России в XVII—XIX вв. До 17 века в России как медицинской науки не существовало, знатных больных лечили врачи-иностранцы. Возникла необходимость в подготовке отечественных врачебных кадров. В 1620 г. в Москве Аптекарским приказом стали изготовляться лекарства для армии. В 1654 году создается первая «Школа русских лекарей»,где анатомия преподавалась по учебнику А.Везалия. В 1707 году в Москве по указу Петра первого открыта лекарская школа, затем их открыли в Петербурге (1717),Крондштадте (1719),где главным предметом была анатомия. Она изучалась по первому анатомическому атласу Мартина Ильича Шеина из 26 таблиц, учебник переведен с латинского языка на русский язык
В 1782 г М.Шумлянский защитил диссертацию «О строении почек»,описал строение нефрона, капиллярное кровообращение.
В 1786 году при медико-хирургических училищах открываются кафедры «анатомии ,физиологии, хирургии». П.А Загорский (1764-1846) подготовил первый учебник по анатомии на русском языке .А его ученик И.В.Буяльский (1789-1866) совершенствовал методы препарирования , бальзамирования, инъекции написал атлас анатомии человека.
Н.И.Пирогов (1810-1881) — основоположник топографической анатомии. Создал атлас «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное тело» (1852-1859).
Развитие анатомии в советский период и настоящее время. В советский период открыты высшие учебные заведения, шел расцвет анатомии как науки. Анатомия стала изучаться на микроскопическом, рентгеновском, биохимическом, функциональном уровне.
Выдающими анатомы этого периода были В.Н.Тонков изучал коллатеральное кровообращение, В.П.Воробьев изучал периферическую и вегетативную нервную систему, создал пятитомный «Атлас анатомии человека» (1938-1946), Р.Д.Синельников продолжил идеи Воробьева и издал оригинальный «Атлас анатомии человека», пересдавался шесть раз, является настольной книгой и в настоящее время, М.Г.Привес изучал лимфатическую систему, применив рентгенографию. М.Р.Сапин (род.1940г) исследует кровеносную систему, иммунную, лимфатическую системы, и многие другие.
Первый период в развитии анатомии до А.Везалия. Второй период с 16 века и до наших дней.
Развитие физиологии проходило параллельно анатомии. Аристотель (384-22гг до н.э.)отмечал, что сердце отвечает за движение крови.
Гиппократ описал четыре жидкости в организме (кровь,слизь,желчь,черная желчь),четыре типа темперамента.
Клавдий Гален изучал головной мозг и пришел к убеждению, что это центр мышления.
Вильям Гарвей (1578-1657) открыл большой круг кровообращения (1628) ,законы движения крови.
Рене Декард (1596-1650) предположил о рефлекторном принципе работы центральной нервной системы.
Основоположником русской физиологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). Уделял внимание рефлекторным дугам, написал «Рефлексы головного мозга»,процессы возбуждения и торможения.
И.П.Павлов (1849-1936) 50 лет работал в области пищеварительной системы, открыл условные рефлексы, проводя опыты на животных.
Изучал высшую нервную деятельность. За свои открытия был удостоен Нобелевской премии в 1904 году.
Анатомия как наука включает цитологию -наука о клетке, гистологию — науку о тканях, эмбриологию — науку о развитии зародыша.

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

Каждый человек для своей жизнедеятельности нуждается в определенных условиях и средствах. Жизнь, активность человека зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять. Потребность-это нужда организма в чем-либо.. Она объективна, необходима для жизни и развития. Потребности формируются при воспитании и самовоспитании ,культуры. Потребности естественные, социальные, материальные, духовные . Потребности зависят от профиля деятельности. Изучал потребности американский психолог М.Маслоу и создал иерархию человеческих потребностей по уровням в виде пирамиды: физиологические, безопасность и защищенность, групповая привязанность, уважение, эстетический уровень, самоуважение и самоактуализация.

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость
делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Су t u s — клетка

А utopsia — вскрытие трупов

Биопсия — взятие кусочка ткани

Ргох imalis — ближе к туловищу

distalis — дальше от туловища

Ме dialis — ближе к средней линии

lateralis — дальше от средней линии

diaphysis — средняя часть кости

epi physis — конец кости

d ех t ег -правый

С rista — гребень

dorsalis — находящийся ближе к задней поверхности тела

/еп t га lis — находящийся ближе к передней поверхности тела

Топография — взаимное расположение органов

Записать , что изучает каждый вид анатомии

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются

ВВЕДЕНИЕ

Социально-биологическая и педагогическая эффективность воспитания и обучения детей, обеспечения их нормального физического развития, формирования соматического и психического здоровья напрямую зависит от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детского организма. Именно знание важнейших периодов роста, развития и дифференциации в онтогенезе детей дает учителям и воспитателям разного уровня реальные рычаги эффективного воздействия на ход этих процессов с целью воспитания молодого поколения здоровым, физически развитым, готовым к активной жизни и труда.

Знание физиологии детского организма и особенностей прохождения детьми различных этапов своего развития особенно необходимо учитывать при организации всех форм физического воспитания, как основной меры обеспечения оптимизации физического развития детей и создания предпосылок их будущего крепкого здоровья. Глубокое знание особенностей анатомии и физиологии детей дает возможность сознательно выбирать эффективные средства физического совершенствования детей как на уроках физической культуры, так и во внешкольных условиях, способствует разработке наиболее эффективных методов формирования двигательных навыков и качеств, в том числе с использованием игр. Важно также учитывать, что физическое обучения и воспитания детей всегда должно ориентироваться на гигиенические требования к организации и проведению этих мероприятий, что будет способствовать не только формированию гигиенической культуры у самих детей, а и является залогом нормализации их физического развития, здоровья и активной жизненной позиции .

Учебное пособие имеет три части, каждую из которых можно рассматривать отдельным учебным модулем, соответствует современным

Стандартам высшего образования по педагогике и физического воспитания. В конце каждой части приведены контрольные вопросы и задания к тестового контроля знаний.

Пособие рекомендуется преподавателям и студентам педагогических университетов и учебных заведений физической культуры, учителям школ, воспитателям дошкольных учреждений, всем, кто интересуется проблемами воспитания здоровых и гармонично развитых детей.

ОСОБЕННОСТИ анатомии и физиологии детского организма

Общие закономерности роста и развития детей

Как известно, организм человека представляет собой самый высокий уровень организации живой материи. В то же время состав и строение человеческого организма имеет много общего с организмами других высокоорганизованных живых существ. Последнее, прежде всего, касается аналогий в структурных единицах, наличии отдельных систем, объединенных общим строением и функциями, и тому подобное.

Мельчайшими элементами человеческого организма, как и других живых существ, являются клетки, количество которых в одного человека превышает 100000000000000.

Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функциям, образует ткань. Из тканей формируются органы и системы органов, из которых и складывается целостный организм. Но организм это не просто сумма отдельных органов и систем, а единое целое, каждый из элементов которого обеспечивает (на разных этапах периода жизни) непрерывный развитие, поддержание жизнедеятельности и связь с окружающей средой. Указанное осуществляется под контролем и с помощью систем саморегуляции, которые у человека делятся на нервную и гуморальный. Именно эти две системы предназначены регулировать постоянство и постоянство внутренней среды организма (гомеостаза) при любых условиях жизни и внешней деятельности, а также регулировать все процессы поведения и психоэмоционального статуса. Кроме этого, гуморальная система обеспечивает еще и контроль и управление реализацией генетической программы жизни организма человека в онтогенезе.

Онтогенез это индивидуальное развитие организма, включая всю совокупность морфологических, физиологических и биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до смерти. Онтогенез проявляется ростом и дифференциацией (специализацией) тех или иных органов, систем и процессов. Онтогенез, помимо прочего, тесно связан с филогенезом, то есть с историей (эволюцией) развития всего живого на земле и особенно филогенезом вида животных homo sapiens — человека разумного.

Одной из важных общих биологических свойств любой живой материи являются процессы роста и развития. Для большинства структурных элементов организма человека этот процесс начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и до момента смерти.

Под развитием в широком смысле этого понятия, следует понимать количественные и качественные изменения в организме человека, которые приводят к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех систем организма. Развитие включает три фактора: рост, дифференцировки (специализации) органов и систем и формообразования.

В процессе роста в организме происходят, прежде всего, количественные изменения: увеличивается численность или размеры отдельных клеток и органов, нарастает масса тела, формируются антропометрические показатели. Дифференцировки приводит к созданию и созревания отдельных функций и качеств в организме (например, умственное, половое или физическое созревание). Процессы формообразования обусловливают особенности внутренних и внешних форм женского или мужского организма, индивидуальные черты внешнего вида отдельных частей тела, интонацию голоса и др.

Развитие каждого человека подчиняется определенным общим закономерностям, к которым относятся:

непрерывность и неравномерность роста и развития. Если произошло оплодотворение яйцеклетки, то одновременно «включается» генетическая программа непрерывности равно направленного жизненного цикла организма от зарождения до его смерти. Неравномерность роста и развития заключается в том, что в разные периоды жизни эти процессы идут с разной скоростью, ускоряясь и замедляясь, дают эффект прогресса или регресса и др. Например, во время прогрессивного развития ребенка выделяют два периода ускоренного роста.

Читать еще:  Виды симптомов при кифатической патологии

Первый — от момента рождения до возраста одного года. В течение этого только одного года жизни длина тела у ребенка может увеличиваться почти в 2 раза (от 50-55 до 90-95 см); масса тела за этот год может расти в 2-2,5 раза (с 3-4 до 8,5 кг). Второй период ускоренного роста происходит во время полового созревания (с 11 до 15 лет), когда длина тела только за один из этих лет может увеличиваться на 10-15 см. Между указанными периодами, а именно в возрасте 1-11 лет, процессы роста привычно замедляются (длина тела может расти только на 1-4 см в год), за то интенсифицируются процессы дифференциации, например, умственной.

гетерохрония, которая заключается в том, что отдельные функциональные системы растут, созревают или стареют в разное время, иногда поэтапно, взаимно влияя друг на друга, обеспечивая организму лучше приспособления к условиям жизни в разные периоды онтогенеза. Например, кости скелета могут расти до 20-24 лет; мышечная система в основном развивается до 30-35 лет; прогресс половой функции начинается с 10-12 лет, а ее регресс — после 50 лет и др. На основании этой закономерности П. К. Анохин развил учение о системогенез;

системогенез это опережающий созревания жизненно важных, или более нагруженных функциональных систем. Например, ребенок рождается с хорошо развитыми круговыми мышцами рта, тогда как другие мимические мышцы лица созревают только в 1,5-2 года. Такое обусловлено тем, что ребенок с первого дня своей жизни должна сосать молоко матери, и обеспечивают именно круговые мышцы рта. Системогенез лежит в основе всех физических тренировок, когда идет, например, ускоренное созревание наиболее нагруженных групп мышц, развитие определенных органов, систем и так далее;

энергетическое правило скелетных мышц (предложенное 1. А. Аршавский) говорит о том, что особенности энергетического обмена, а также особенности изменений и преобразований в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем находятся в зависимости от развития и активности скелетных мышц. Это правило раскрывает взаимообусловленность ходу развития как отдельных функциональных систем, так и всего организма в целом;

закономерность надежности биологических систем свидетельствует о том, что весь путь развития любого организма от оплодотворения до смерти проходит с образованием определенных запасов жизненных сил и функциональных резервов, обеспечивает возможность широкого приспособления живых существ к разным условиям жизни. Например, кость бедра выдерживает нагрузку в 1,0-1,5 тонны, тогда как масса тела человека значительно меньше, но при прыжках нагрузки на эти кости может значительно возрастать;

акселерация — ускоренный рост, а также ускоренное физическое, умственное (психическое) или половое созревание людей современного периода жизни на Земле относительно предыдущих поколений (в ретроспектив! 50-100 и более лет). Причиной современной акселерации считается увеличение уровня солнечной (гелиогеннои) и земной (литогенной) радиации, что связано с экологическими проблемами, с уменьшением толщины озонового слоя атмосферы и так далее. Среди других причин акселерации называют урбанизацией населения (переход размещения в крупных городах с их высоким уровнем информационной нагрузки на людей); распространение миграционных процессов среди населения (гипотеза гетерозии), согласно которой увеличивается количество межнациональных браков и это положительно влияет на генофонд человечества. Алиментарная и нутривна гипотезы связывают процессы акселерации с изменением состава пищи, с расширением применения витаминов, биологически активных веществ (стимуляторов, гормонов и др.). Новейшие достижения в медицине, а также улучшение социально-бытовых условий жизни и внедрение новых форм воспитания и образования также могут способствовать процессам акселерации. Более подробно феномен акселерации рассмотрено в разделе 3. Развитие человека после рождения, то есть в постнатальный период, проходит через ряд этапов, выделение которых имеет важное значение для медицины, физиологии, психологии и педагогики.

Прежде всего возраст человека условно разделяют на хронологический и биологический. Хронологический возраст — это прожитый в годах, месяцах и днях период времени от даты рождения до определенного момента. Биологический возраст определяется совокупностью развития анатомических, морфологических и физиологических показателей по сравнению с возрастными нормами. Биологический возраст детей характеризуется, например, зрелостью скелета (ходом процессов окостенения), уровнем развития вторичных половых признаков, зрелостью зубов (сроками появления молочных и постоянных зубов, потертостью зубов), функциональной, морфологической (особенностями тела, его частей или органов) и психической зрелостью . Биологический возраст не всегда совпадает с хронологическим. У людей, придерживающихся здорового образа жизни, биологический возраст может отставать от хронологического (они выглядят моложе своего возраста, имеют большую мышечную силу, активную психику и др.). Напротив, у людей, употребляющих алкоголь или наркотики, много курят, нервничают, не соблюдают рационального режима труда и отдыха биологический возраст может опережать хронологический: они выглядят старше своего возраста, имеют вялые мышцы, замедленные мыслительные процессы и эмоции. Существует несколько методов определения биологического возраста человека, в том числе с использованием сложных инструментальных подходов. Примерно биологический возраст (БВ, лет) можно определить по формулам, предложенным В. Г. Грибан (2005):

для мужчин: БВ = 27,0 + 0,22 • АДс + 0,72 СЗ — 0,15 МБ;

для женщин: БВ = 1,46 + 0,42 ATв + 0,25 М + 0,7 СЗ — 0,14 МБ,

где: AT — артериальное давление, систолическое; AT — артериальное давление, пульсовое; СЗ — самооценка состояния здоровья, в баллах от 1 до 5; СБ — статическая балансировка с закрытыми глазами на левой ноге без обуви, с; М — масса тела, кг.

Современная возрастная физиология и организации здравоохранения выделяют следующие биологические периоды в жизненном цикле человека:

I. Новорожденный . от 1 до 28 дней (ранний 0-7 дней,

поздний 8-28 дней).

II. Грудной возраст . . с 29 дня до 1 года.

Анатомия и физиология человека, базовые знания

Человек – наиболее продвинутое в развитии живое существо, обитающее на Земле. Это открывает возможности самопознания и изучения строения собственного тела. Анатомия изучает строение человеческого тела. Физиология изучает функционирование органов и всего человеческого организма.

Тело человека – это некая иерархическая последовательность, от простого к сложному :

Похожие по структуре клетки объединяются в ткани, которые имеют свое четкое назначение. Каждый тип ткани складывается в определенные органы, которые также несут в себе индивидуальные функции. Органы, в свою очередь, складываются в системы, которые регулируют жизнедеятельность человека.

Каждая, из 50 триллионов микроклеток в теле, выполняют определенную функцию. Для того чтобы плотнее понимать анатомию и физиологию человека, необходимо рассмотреть все системы организма.

Полноценно существовать человеку помогают 12 систем :

  1. Скелетная или опорная (кости, хрящи, связки);
  2. Мышечная или двигательная (мышцы);
  3. Нервная (головной мозг, нервы спинной мозг);
  4. Эндокринная (регуляция гормонального фона);
  5. Кровообращения (отвечает за питание клеток);
  6. Лимфатическая (отвечает за борьбу с инфекциями);
  7. Пищеварительная (переваривает пищу, фильтруя полезные вещества);
  8. Дыхательная (легкие человека);
  9. Покровная, защитная (кожа, волосы, ногти);
  10. Репродуктивная (мужские и женские органы размножения);
  11. Выделительная (освобождает организм от лишних или вредных веществ);
  12. Иммунная (отвечает за состояние иммунитета в целом).

Скелетная или опорно-двигательная (кости, хрящи, связки) система

Основой нашего передвижения является скелет, который является главной опорой для всего остального. К скелету крепятся мышцы, присоединяются они с помощью связок (мышцы умеют растягиваться, связки нет) благодаря этому кость может быть поднята или отодвинута.

Разбирая свойства скелетной системы можно отметить, что главное в ней – это опора для тела и защита внутренних органов. Опорный скелет человека включает в себя 206 костей. Главная ось представляет собой 80 костей, добавочный скелет состоит из 126.

Типы костей человека

Всего бывает четыре типа костей:

  1. Трубчатые кости. Трубчатые кости выстраивают конечности они длинные и подходят для этого.
  2. Смешанные кости. Смешанные кости могут содержать в себе все вышеперечисленные типы кости в двух или трех вариантах. Примером служит кость позвонка, ключица и др.
  3. Плоские кости. Плоские кости подходят для крепления больших мышечных групп. В них ширина преобладает над толщиной. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.
  4. Короткие кости. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Кости скелетной системы человека

Основные кости скелетной системы человека :

— Череп;
— Нижняя челюсть;
— Ключица;
— Лопатка;
— Грудина;
— Ребро;
— Плечевая;
— Позвоночный столб;
— Локтевая;
— Лучевая;
— Кости пясти;
— Фаланги пальцев кисти;
— Таз;
— Крестец;
— Бедренная;
— Коленная чашечка;
— Большая берцовая;
— Малая берцовая;
— Кости предплюсны;
— Кости плюсны;
— Фаланги пальцев стопы.

Строение скелета человека

В строение скелета различают :

— Скелет туловища. Состоит скелет туловища из позвоночника и грудной клетки.
— Скелете конечностей (верхних и нижних). Скелете конечностей принято делить на скелет свободных конечностей (руки и ноги) и скелет пояса (плечевой пояс и тазовый пояс).

Скелет рук состоит из :

— плеча, состоящего из одной кости, плечевой;
— предплечья, которые образуют две кости (лучевая и локтевая) и кисти.

Скелет ноги делится на три отдела :

— бедро, которое состоит из одной кости, бедренной;
— голень, образованную малоберцовой костью и большеберцовой костью);
— стопу, которая имеет в своем составе предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.

Плечевой пояс образуют две парные кости :

Скелет тазового пояса состоит из :

— парных тазовых костей.

Скелет кисти образуют :

— запястья;
— пястья;
— фаланги пальцев.

Строение позвоночника человека

Человек стал прямоходящим благодаря особенному строению его позвоночника. Он проходит по всему туловищу и упирается в таз, где постепенно заканчивается. Последней костью является копчик, предполагается, что раньше это был хвост. В человеческом позвоночном столбе находится 24 позвонка. Через него проходит спиной мозг, который соединяется с головным мозгом.

Позвоночник разделяется на отделы, всего их пять :

— шейный отдел состоит из 7 позвонков;
— грудной отдел состоит из 12 позвонков;
— поясничный отдел состоит состоит из 5 позвонков;
— крестцовый отдел состоит из 5 позвонков;
— копчиковый состоит из 4-5 рудиментарных позвонков сросшихся между собой.

Мышечная система

Основная функция мышечной системы — это сокращаться под воздействием электрических импульсов, тем самым обеспечивая функцию движения. Иннервация осуществляется на клеточном уровне. Клетки мышц — это структурная единица мышечного волокна. Из мышечных волокон сформированы мышцы. Мышечные клетки имеют особую функцию – сокращение. Сокращение происходит под воздействием нервного импульса, благодаря чему человек может совершать такие действия как ходьба, бег, приседание, даже моргание совершается за счет клеток мышц.

Мышечная система состоит из трех видов :

— Скелетные (поперечно-полосатые);
— Гладкие;
— Мышцы сердца.

Поперечно-полосатые мышцы

— Поперечно-полосатая мышечная ткань имеет высокую скорость сокращения, поэтому она выполняет все двигательные функции.

Поперечно-полосатые мышцы это :

Гладкие мышцы

Гладкая мышечная ткань, сокращается автономно под воздействием адреналина и ацетилхолина, и скорость сокращения заметно ниже. Гладкие мышцы выстилают стенки органов и сосудов и отвечают за внутренние процессы, например переваривание пищи, движение крови (за счет сужения и расширения сосудов).

Мышцы сердца

Сердечная мышца — это состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани, но работает автономна.

Нервная система

Нервная ткань служит для приёма и передачи электрических импульсов.

Нервная ткань имеет три типа :

— Первый тип воспринимает сигналы из внешней среды и отправляет их в центральную нервную систему. Самое большое количество рецепторов находится во рту.

— Второй тип контактные нейроны их основная задача принимать, обрабатывать и передавать информацию, также он может сохранять проходившие по нему импульсы.

— Третий тип двигательные их еще называют эфферентные, они доставляют импульсы к рабочим органам.

Нервная система управляется головным мозгом и состоит из миллиардов нейронов. Головной мозг, в сочетании со спинным, образуют центральную нервную систему, а нервы представляют собой периферическую систему.

Модно выделить несколько основных нервных окончаний :

— Головной мозг;
— Черепно-мозговой нерв;
— Нерв, идущий к руке;
— Спинномозговой нерв;
— Спинной мозг;
— Нерв, идущий к ноге.

Эндокринная система

Эндокринная система – это совокупность биологически активных элементов, которые регулируют рост, вес, размножение и многие другие жизненно важные процессы организма. Гормоны – это химические посредники, выделяемы эндокринной системой в кровь. Железы эндокринной системы расположены в черепно-мозговой коробке, грудине и в брюшной полости.

Выделяют главные части эндокринной системы :

— Гипофиз;
— Эпифиз;
— Щитовидная железа;
— Тимус (вилочковая железа);
— Надпочечник;
— Поджелудочная железа;
— Яичники (вырабатывают женский половой гормон);
— Семенники (вырабатывают мужской половой гормон).

Кровеносная система

Кровеносная система – одна из основных человеческих систем.

Система кровообращения представлена :

— Сердцем;
— Кровеносными сосудами;
— Кровью.

Сердце – это, так называемый, насос, который качает кровь, в одном направлении, по кровеносной сети. Длина кровеносных сосудов в человеческом организме составляет около 150 тысяч километров, каждый из которых выполняет индивидуальную функцию.

Крупные сосуды системы кровообращения :

— Яремная вена;
— Подключичная вена;
— Аорта;
— Легочная артерия;
— Бедренная вена;
— Сонная артерия;
— Верхняя полая вена;
— Подключичная артерия;
— Легочная вена;
— Нижняя полая вена;
— Бедренная артерия.

Лимфатическая система

Лимфатическая система фильтрует межклеточные жидкости и уничтожает болезнетворные микробы. Основные функции лимфосистемы – это дренаж тканей и защитный барьер. Лимфатическая система пронизывает 90% тканей тела.

Читать еще:  Как выглядит косыночная повязка

Качественная работа лимфосистема происходит за счет следующих органов :

— Грудной приток, впадающий в левую подключичную вену;
— Правый лимфатический приток, впадающий в правую подключичную вену;
— Вилочковая железа;
— Грудной проток;
— Селезенка – своего рода кровяное депо;
— Лимфатические узлы;
— Лимфатические сосуды.

Пищеварительная система

Основная и главная функция пищеварительной системы – это процесс переваривания пищи.

Процесс переваривания пищи включает в себя 4 этапа :

— Заглатывание;
— Переваривание;
— Всасывание;
— Выведение отходов.

Каждому этапу пищеварения помогают определенные органы, из которых и состоит пищеварительная система.

Дыхательная система

Для правильной жизнедеятельности человеку необходим кислород, который попадает в организм благодаря работе легких – основных органов дыхательной системы. Первостепенно воздух поступает в нос, далее, после чего, проходя глотку и гортань, попадает в трахею, которая, в свою очередь разделяется на два бронха и входит в легки. Благодаря газообмену клетки постоянно получают кислород и освобождаются от, вредного для их существования, углекислого газа.

Покровная система

Покровная система – это живая оболочка человеческого тела. Кожа, волосы и ногти являются «стеной» между внутренними органами человек и внешней средой.

— Кожа является водонепроницаемой оболочкой, способной поддерживать температуру тела в пределах 37 градусов. Кожный покров защищает внутренние органы от инфекции и вредоносных солнечных лучей.

— Волосы защищают кожу от механических повреждений, охлаждения и перегрева. Волосяной покров отсутствует лишь на губах, ладонях и стопах ног.

— Ногтевые пластины несут в себе защитную функцию чувствительных кончиков пальцев рук и ног.

Репродуктивная система

Репродуктивная система спасает человеческий вид от вымирания. Мужские и женские органы размножения различны по своим функциям и строению.

Мужская половая система состоит из следующих органов :

— Семявыводящий проток;
— Уретра;
— Яичко;
— Придаток яичка;
— Половой член.

Строение женской половой системы кардинально отличается от мужской :

— Матка;
— Фаллопиева труба;
— Яичник;
— Шейка матки;
— Влагалище.

Выделительная система

Выделительная система – выводит из организма исходные продукты обмена веществ, предотвращая его отравление. Выделение вредных веществ происходит с помощью легких, кожи, печени и почек. Основная, это мочевыделительная система.

Мочевыделительная система состоит из следующих органов :

— 2 почки;
— 2 мочеточника;
— Мочевой пузырь;
— Мочеиспускательный канал.

Иммунная система

Человеческому организму постоянно угрожают болезнетворные вирусы и бактерии, иммунная система является достаточно надежной защитой против такого воздействия. Иммунная система – это совокупность лейкоцитов, белых клеток крови, они распознают антигены и помогают в борьбе с патогенными микроорганизмами.

В заключение

На протяжении многих столетий представление о строении и функционировании человеческого организма кардинально менялось. Благодаря наблюдениям и появлению анатомической науки стало возможным глобальное изучение физиологии человека.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного овзраста (7-10 лет) Характерные заболевания и их профилактика

К 7 годам созревают отделы лобной доли головного мозга, это основа для формирования произвольного поведения в будущем.

Дети младшего школьного возраста также имеют особенности в развитии костно-мышечной системы и организации движений. Крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие, поэтому детям сложно выполнять мелкие точные движения, необходимые при письме. Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Учителя начальных классов знают, что работоспособность детей через 20-25 минут урока значительно снижается, дети младшего школьного возраста устают при посещении группы продленного дня, после шумных мероприятий, требующих активного включения.

Не может не отражаться на психологическом состоянии и здоровье школьников и принципиально новая ситуация, необходимость учиться, быть дисциплинированным, сдержанным, организованным, налаживать отношения с новым коллективом.

Здоровье школьников в этот ответственный период вещь хрупкая, но поддающаяся усовершенствованию.

И что не может не радовать, по сравнению с дошкольниками дети младшего школьного возраста болеют реже. Если для здорового дошкольника нормальное количество ОРВИ и простудных заболеваний 5-6 в год, то младший школьный возраст уменьшает это число «болячек» до 4.

Анатомо-физиологические особенности детей 7-10 лет.

После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего — в среднем 145 см.

Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего — 37 кг. Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

Мышечная система. Сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа — письмо, лепка.

Костная система. Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы, сидя на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза — у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

Органы дыхания. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.

Сердечнососудистая система. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем — 110/70 мм рт. ст.

Органы пищеварения. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от того, что у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.

Органы мочевыделения. Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-11 лет — 850 мл.

Иммунная система. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

Эндокринная система. Заканчивается ее развитие, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет — набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост яичек и полового члена.

Нервная система. Расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

В этом возрасте значительно меняются строение и деятельность организма .

Ведущую роль в развитии функций организма играет центральная нервная система, и прежде всего ее высший отдел — кора головного мозга. Анатомическое развитие нервной системы ко времени полового созревания почти полностью завершается. Процесс созревания ядра двигательного анализатора в мозгу заканчивается к 12-13 годам.

Перестройка функций. коры больших полушарий находит свое отражение в поведении детей, в их психике. дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако поддаются внушению старших. Авторитет тренера у детей младшего возраста очень велик. Принцип дружбы у мальчиков носит чисто внешний характер. У детей появляется стремление проверить свои силы в той или иной деятельности, добиться каких-либо достижений. Интересы детей становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной емкостью.

Существенные изменения происходят в мышлении и памяти детей младшего школьного возраста. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Появляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что запоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на деталях его выполнения. При этом память на движения у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в качественном отношении. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7до 12 лет.

В возрасте 9-10 лет возрастает контролирующая роль коры головного мозга. По мере образования новых и более сложных кортикальных систем деятельность больших полушарий становится все более тонкой и сложной. Быстрее происходит образование условных рефлексов. динамические стереотипы двигательных навыков, закрепленные в младшем школьном возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.

У детей 7-10 лет наступают и некоторые изменения в костной системе. Процессы роста и развития скелета во многом определяются характером деятельности организма, упражнением его двигательной функции. для костной ткани движения являются одним из важнейших биологических стимуляторов, оказывающих влияние на рост, формирование и функциональные способности скелетной системы.

Следует отметить, что изгибы позвоночника только начинают формироваться, позвоночник детей очень податлив, при неправильных исходных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями, возможны искривления. Это объясняется недостаточным развитием мускулатуры мальчиков, поэтому очень важно детям 7-10 лет давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем, чтобы развитие кривизны позвоночного столба происходило без отклонений.

При занятиях футболом большую нагрузку несут нижние конечности. Тренеры должны знать, что процессы окостенения у детей еще не завершены. Поэтому в занятиях нужно уделять больше внимания упражнениям, способствующим укреплению стопы.

Интенсивное развитие скелета детей младшего школьного возраста тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата.

Вес мышц у мальчиков 8 лет составляет 27% веса тела, в возрасте 12 лет — 29,4%. Одновременно с увеличением веса мышц совершенствуются и их функциональные свойства, обогащаются иннервационные отношения.

Мышцы в этом возрасте развиваются неравномерно: быстрее крупные мышцы, медленнее — малые. Это одна из причин того, что мальчики плохо справляются с заданием тренера выполнить упражнения на точность.

Двигательная деятельность обусловливает не только развитие опорно-двигательного аппарата, но и функциональные возможности внутренних органов и систем.

Особенно важное значение для здоровья и полноценного функционирования организма мальчиков 7-10 лет имеет формирование и функциональное состояние аппарата кровообращения. На всем протяжении развития организма наблюдается нормальное взаимоотношение между развитием сердечно-сосудистой системы и массой тела, относительный вес сердца на 1 кг веса тела с возрастном уменьшается. Особенно выраженное уменьшение отмечается в возрасте 10-11 лет.

Сердце у мальчиков 7-10-летнего возраста маленькое. Пульс в покое равен 80-95 уд/мин, при нагрузке достигает 140-170 уд/мин. Отмечая способность 9-12-летних футболистов быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо иметь представление о некоторых особенностях их сердечной деятельности. Так, сердце мальчика при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого, так как увеличение Минутного объема крови происходит у детей и подростков в основном за счет учащения сердечной деятельности при незначительном увеличении ударного объема.

В тесной связи с сердечно-сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с возрастом увеличиваются. Окружность грудной клетки и размеры ее дыхательных движений прогрессивно возрастают. У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается от 60 до 68 см; жизненная емкость легких возрастает с 1400 до 2200 мл. Развитие силы дыхательных мышц детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность для значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время интенсивной мышечной работы. У мальчиков сила дыхательных мышц с возрастом изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 8 до 11 лет. При этом наблюдается значительное увеличение легочной вентиляции. Частота дыхания в этом возрасте в среднем равна 20-22 в минуту.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Анатомо-физиологические особенности организма взрослых людей

На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.

Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком – и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше [2].

Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60) [5].

Читать еще:  Из чего состоит и как действует

По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965 г., средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода. Первый период – 22–35 для мужчин, 21–35 для женщин и второй период – 36–60 для мужчин, 36–55 для женщин, который характеризуется изменениями всех функциональных систем и тем более уровня общей физической подготовки [2].

Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума
физическое и половое созревание. Этот период является годами
интеллектуальных достижений. Ocобое значение для понимания умственной
деятельности взрослых имеют экспериментальные данные об онтогенетической эволюции психофизиологических функций «являются собственно онтогенетическими феноменами». Фактор возраста имеет разное значение для зрительно-пространственных функций. Для остроты зрения и глазомера он составляет всего 25% от общего числа факторов. В то же время для поля зрения возрастной фактор составляет 70%. Это значит, что обусловленное структурой проводящих путей и корковыми проекциями поле зрения в наибольшей степени зависит от процесса созревания мозга, от его общего состояния [5].

Чувствительность различных дальностей (периферическое зрение, слух) у людей в разном возрасте зависит от возраста, и описывает кривой возрастных изменений ее средних значений. При этом оказывается, что оптимальные значения разных видов чувствительности относятся не к детству, а к двадцатипятилетнему возрасту. Оптимум цветовой чувствительности и ее частных видов наблюдается в 25 лет. Сходная картина возрастной эволюции обнаруживается и в показателях сенсомоторных реакций при сравнительно-возрастном сопоставлении данных об изменении времени реакций различных видов (непроизвольных и произвольных, двигательных, речевых, простых реакций и реакций выбора на различные сигналы) [2].

Общая закономерность состоит в постепенном сокращении времени реакции на различные стимулы с возрастом, оптимум которой относится к 20 –25 годам. Подтверждением того, что ранняя взрослость является оптимальным периодом для сенсомоторного развития, служат возрастные характеристики спортивных рекордов и победителей Олимпийских игр. Средний возраст победителей Олимпийских игр среди женщин – 23,6 года, а среди мужчин – 25,3 года. Возрастные лимиты высших достижений для некоторых видов спорта располагаются в более широком возрастном диапазоне в пределах от 24 до 35 лет. Возраст рекордсменов, например, в толкании ядра, колеблется в пределах 26–32 лет, в ходьбе на 20 км – в пределах от 24 до 33 лет, в метании диска – в диапазоне 24–35 лет и в метании молота – от 29 до 32 лет [12].

К 30 годам рост организма в большинстве своем остановлен, у мужчин сформированы типичные для взрослого пропорции тела, конфигурация грудной клетки; завершено половое развитие, процесс окостенения позвоночника и конечностей. К 30-летнему возрасту большинство функций достигает полного развития, что обусловлено завершением морфологической дифференцировки главнейших висцеральных органов и совершенствованием регулирующих их деятельности механизмов [13].

В период развития организма от рождения до взрослого состояния возможности функциональных систем увеличиваются и достигают пиковых значений в 20–25 лет. Период с 25 до 35 лет характеризуется наиболее стабильным состоянием возможностей различных функций организма. Но после 35 лет происходит неуклонное снижение возможностей организма и к 60–65 годам такие физиологические качества, как работоспособность, максимальные возможности кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже до 50 % тех значений, которые были у того же человека в 25–35 лет, даже если он оставался все время здоровым [12].

В течение зрелого возраста – до 40 лет завершается функциональное развитие высшего отдела нервной системы. Анализаторно-синтетическая деятельность коры головного мозга, ее контролирующая роль совершенствуется. Деятельность второй сигнальной системы уже резко доминирует над функцией первой сигнальной системы. Функции головного мозга к этому времени полностью развиваются [31].

Мозг отличается высокой пластичностью. В зрелом возрасте его резервные возможности чрезвычайно велики и их необходимо использовать.

В этот период происходят дальнейшие изменения и совершенствования органов и систем, в том числе дыхательной и сердечно-сосудистой.

К 30 годам сердце достигает полного морфологического и функционального совершенства. Частота сокращений сердца у мужчины, сосчитанная в покое, снижается в среднем до 65–70 [37]. Кровяное давление у мужчин продолжает постепенно повышаться: максимальное до 1155 и минимальное до 75 мм. рт. ст. У мужчин, систематически занимающихся спортом, кровяное давление характеризуется высшей границей указанных цифр, а частота сердечных сокращений – нижней границей. По данным А. Г. Хрипковой у зрелых спортсменов (30–38 лет) после дозированной физической нагрузки (20 приседаний за 30 сек. или 60 подскоков) частота сердечных сокращений (ЧСС) увеличивается на 60–70%, максимальное артериальное давление (АД) повышается на 25–30%, а минимальное снижается на 20-25%, пульс возвращается к исходной частоте через 1,0–1,5 минут. Такая реакция расценивается как благоприятная [5].

Систематические исследования интеллектуальных функций взрослых людей, проведенные под руководством Б. Г. Ананьева, носили комплексный характер и осуществлялись методами «микровозрастных срезов» и лонгитюда в возрастном диапазоне 18–35 лет. В результате была показана чрезвычайная подвижность микровозрастных функциональных изменений на протяжении всего периода взрослости [1].

Развитие взрослого человека, состоящее из серии микропериодов,
противоречиво сочетает в себе разные процессы становления: нарастание
продуктивности одних функций, понижение работоспособности других и
стабилизацию уровней функционирования третьих. К примеру, в работе Л. А. Головей сила рук как правой, так и левой у мужчин
18–19 лет значительно выше мышечной силы мужчин в возрасте 30–35 лет [9].

Скорость двигательных реакций (время обведения фигур, скорость ходьбы) 18–19-летних превышает время двигательных реакций старшей группы. Однако точность ходьбы (степень отклонения от прямой в градусах) у старших в 2 раза выше при открытых глазах и в 5 раз – при закрытых. При обведении фигур точность движения старших оказалась также более высокой [31].
У мужчин размеры органов больше по сравнению с женскими внутренними органами. У них сильнее развиты костная и мышечная системы. Мужское сердце больше по объему и величине своих камер, то есть желудочков и предсердий. Количество крови, которое оно выбрасывает при каждом сокращении, больше, а сердцебиение реже, чем у женщин. Жизненная емкость легких у мужчин значительно больше. Например, за минуту в легких мужчины вентилируется 5–7 литров воздуха и поглощается до 2 литров кислорода, а женские легкие вентилируют только 3–5 литров воздуха и поглощают лишь 1,5–1,8 литра кислорода. Вес мышечной ткани по отношению к весу тела у мужчин в среднем составляет 40%, а жировой ткани – 18%. У женщин эти показатели соответственно 32% и 28%. Если рассмотреть телосложение мужчины, то окажется, что у него плечи шире, руки длиннее и кости крупнее, чем у женщины. Это означает, что на мужском скелете больше места для мышц и более длинные рычаги (чем длиннее рычаг, тем меньше затрачивается сил для поднятия какого-либо предмета, даже веса тела). Около 40% массы мужского тела составляют мышцы, в то время как у женщин этот показатель равен 30%. Все это объясняется более высоким процентом содержания в организме тестостерона – мужского полового гормона. Так как он влияет на зоны роста, расположенные на концах длинных костей, у мужчин процессы роста продолжаются почти до 20 лет, в то время как женщины обычно перестают расти в 14–15 лет.

М. Д. Александровой были получены данные о высокой сохранности
зрительно-пространственных функций человека, включенных в профессиональную деятельность. Такие функции, как поле зрения, острота зрения, глазомер, были в норме или выше нормы, оставаясь сохранными вплоть до пенсионного возраста, у лиц водительских профессий [2].

Достижение новых, более высоких уровней функционального развития в зрелые годы, в процессе трудовой деятельности возможно благодаря тому, что психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

Одновременно с этим функции, не имеющие таких условий, в относительно молодые годы постепенно снижают свой уровень. Сравнение хода эволюции различных функций у лиц разного уровня образования и одаренности дало возможность сделать вывод о том, что у более одаренных людей интеллектуальные функции характеризуются более длительным прогрессом и замедлением инволюционных процессов. Другим фактором, способствующим замедлению процессов старения интеллектуальных функций, является уровень образования. Характеризуя возникновение межфункциональных связей в структуре интеллекта взрослого человека [13].

Развитие психофизиологических функций осуществляется в виде
качественных преобразований межфункциональных и внутрифункциональных структур. Знание микровозрастных синдромов психофизиологических функций позволяет учитывать влияние вышеуказанных факторов (трудовой деятельности, образования, одаренности) не только на повышение уровня продуктивности
отдельных психических функций, но и на их различные комплексы, на степень их взаимосвязанности [21].

Однако не только психофизиологические функции характеризуются оптимумом продуктивности в период взрослости. При различных формах творческой активности наиболее высокого уровня достигает интеллектуальная деятельность [31].

Так, например, профессор В. М. Зациорский отмечает, что независимо от спортивной специализации наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Это группы мышц: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Необходимое условие развития этих групп мышц – предварительно укрепить мышцы брюшного пресса и поясничной области [16].

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 714 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

ВВЕДЕНИЕ

Анатомия человека — это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека, его частей, отдельные органы, их конституцию, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни — от внутриутробного состояния и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях воздействия внешней среды.

Физиология изучает функции живого организма, его органов и систем, клеток и клеточных структур, процессы их жизнедеятельности. Она исследует функциональные взаимосвязи в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях меняющейся внешней среды.

Необходимо отметить, что невозможно понять функции организма без знания строения тела человека, его анатомии. Также нельзя представить себе все особенности, закономерности его развития без изучения функций. Прогресс анатомии и физиологии как наук связан с развитием молекулярной биологии, генетики, физики, химии (биохимии).

Анатомия и физиология человека являются основой для изучения ряда других биологических дисциплин: антропологии, гистологии (от греч. histos — ткань), цитологии (от греч. kytos — клетка), эмбриологии (от греч. embryon — зародыш). Все эти дисциплины в различное время сформировались в недрах анатомии, а затем отделились от нее благодаря появлению и усовершенствованию новых методов исследований (гистологического, биохимического, хирургического, электрофизиологического, световой и электронной микроскопии и др.).

Анатомия и физиология тесно связаны между собой, потому что любое структурное преобразование органов и систем (морфогенез) в процессе онтогенеза обязательно приведет к изменению функций, к усложнению характера взаимодействия организма с внешней средой.

В результате организм становится более устойчив к постоянно меняющимся ее факторам, особенно неблагоприятным. Это означает, что организм лучше приспосабливается к новым изменениям.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (от греч. оntos — существо, особь, genesis — развитие, происхождение, индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти), функции организма в целом, его органов и систем.

Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают те стадии развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Взаимодействие организма с образовательной средой изучает школьная гигиена.

Ее цель — разработка соответствующих нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся. Гигиена дает педагогике научно обоснованные рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся.

Школьная гигиена, прежде всего, исходит из задач коллектива в целом, не всегда учитывая индивидуальные особенности ребенка. Но, тем не менее, изучение организма гигиенистами проводится дифференцированно, при этом выделяют три уровня здоровья ребенка:

  • 1. Общий уровень, когда определяются гигиенические требования жизнедеятельности организма для практически здоровых детей и учитываются возрастные периоды.
  • 2. Особенный уровень, когда в пределах одной возрастно-половой группы учитывается уровень здоровья ребенка, и с его учетом определяются гигиенические нормы жизнедеятельности для каждой определенной группы здоровья. При этом гигиенисты выделяют среди детей следующие уровни здоровья:
    • а) практически здоровые дети (10-14%);
    • б) дети с некоторыми функциональными или морфологическими отклонениями (40-45%);
    • в) хронически больные дети, но дееспособные (40-45%);
    • г) хронически больные дети, но не способные к труду (3-6%);
    • д) инвалиды (7%).

Чтобы определить соответствующий уровень здоровья для каждого конкретного ребенка, педагог и врач-гигиенист должны изучить историю болезни, индивидуальную медицинскую карточку.

3. Индивидуальные и рабочие возможности каждого конкретного ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector