0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анатомия и классификация

I. Введение в анатомию.

1.1 Основные направления анатомии. Классификация анатомии, ее место в системе биологических наук

Нормальная анатомия человека (от греч. anatemno – рассекаю) – наука о строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиции развития и функции. В обобщенном виде можно дать и другое определение. Нормальная анатомия – это наука о строении человеческого организма.

Анатомия человека относится к числу биологических дисциплин. В разделе биологических наук выделяют две группы дисциплин – морфологию и физиологию. К морфологическим наукам относятся анатомия, гистология, эмбриология, сравнительная анатомия. Эти науки занимаются изучением формы и строения живых организмов, закономерностей их развития и взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, анатомия – это биологическая наука, относящаяся к разделу морфологии (от греч. morphe – форма, вид и лат. logos – учение). Это фундаментальная дисциплина в системе медицинского образования, так как она создает «фундамент» для последующего изучения клинических дисциплин. Знание нормальной анатомии дает возможность изучать патологическую анатомию, различать заболевания, проводить правильное лечение, хирургические операции. Без знания анатомии невозможно стать врачом. «Врач, не знающий анатомии, для больного более опасен, чем болезнь» (В.Г. Ковешников), «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден» (Ефрем Мухин).

Задачами анатомии как науки являются изучения формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также включение закономерностей конструкции тела человека в целом и составляющих его частей.

Изложение анатомии человека начинают изучать по системному принципу, поэтому такой раздел анатомии имеет название системной анатомии. Системная анатомия дает представление о строении, форме, положении, топографии и развитии органов по системам. В системную анатомию входят:

1. Рабочие системы (опорно-двигательный аппарат):

– остеология – учение о костях;

– артросиндесмология – учение о соединениях костей;

– миология – учение о мышцах.

2. Системы жизнеобеспечения (спланхнология – учение о внутренностях):

– гастроэнтерология – учение о пищеварительной системе;

– пульмонология – учение о дыхательной системе;

– урология – учение о мочевыделительной системе;

– андрология / гинекология – учение о половой системе.

3. Интеграционные (объединяющие) системы:

– ангиология – учение о сосудах;

– неврология – учение о нервной системе;

– эстезиология – учение об органах чувств;

– эндокринология – учение об органах внутренней секреции.

Все эти системы работают в организме, как единое целое.

Кроме системной анатомии выделяют:

Топографическую (хирургическую) анатомию (topos – место, grapho – пишу) – исследует взаимное расположение органов и тканей в каждой конкретной области послойно. Основателем этого вида анатомии является Н.И. Пирогов.

Возрастную анатомию (эмбриология, геронтология, гериатрия) – рост и развитие тела человека в разные возрастные периоды.

Функциональную анатомию – рассматривает строение тела в связи с его функциями. Основоположником функциональной анатомии является П.Ф. Лесгафт.

Эволюционную анатомию (сравнительная, антропология, тератология) – строение тела человека на разных этапах эволюции.

Пластическую анатомию (основатель – Леонардо да Винчи) – изучает внешние формы тела человека, пропорции. Дает сведения о динамике и статике внешних форм тела человека. Эти сведения используются в живописи, скульптуре, графике и т. д.

Патологическую анатомию – изучает поражение той или иной болезнью органов и тканей.

Динамическую анатомию – изучение анатомических особенностей организма под влиянием физических упражнений; в т.ч. спортивную (в зависимости от вида спорта).

Экологическую анатомию – изменения в органах и тканях под влиянием различных факторов внешней среды. Решающее значение имеют и социальные факторы – условия труда и быта.

В зависимости от методов исследований различают макроскопическую анатомию – изучает строение тела, отдельных органов и их частей невооруженным глазом или при помощи оптических приборов, дающих небольшое увеличение (лупа); микроскопическую анатомию – изучает структуру органа при помощи микроскопа.

Анатомия и классификация

ГлавнаяВидео урокиКниги
Анатомия человека:
Анатомия человека
Анатомическая терминология
Анатомия костей и суставов
Анатомия мышц
Анатомия внутренних органов
Анатомия эндокринных органов
Анатомия сердца и сосудов
Анатомия нервной системы
Анатомия органов чувств
Видео по анатомии
Книги по анатомии
Топографическая анатомия
Рекомендуем:
Форум
Оглавление темы «Общая миология»:

Классификация мышц

Многочисленные мышцы (их насчитывается до 400) имеют различную форму, строение, функцию и развитие.

По форме различают мышцы длинные, короткие и широкие. Длинные мышцы соответствуют длинным рычагам движения и потому встречаются главным образом на конечностях. Они имеют веретенообразную форму, причем средняя их часть называется брюшком, venter, один из концов, соответствующий началу мышцы, носит название головки, caput, а другой — хвост, cauda. Сухожилия <tendo) длинных мышц имеют вид узкой ленты.

Некоторые длинные мышцы начинаются несколькими головками (многоглавые) на различных костях, что усиливает их опору. Встречаются мышцы двуглавые, biceps, трехглавые, triceps, и четырехглавые, quadriceps. В случае слияния мышц разного происхождения или развившихся из нескольких миогомов между ними остаются промежуточные сухожилия, сухожильные перемычки, intersectiones tendineae. Такие мышцы (многобрюшные) имеют два брюшка (например, m. digastricus) или больше (например, т. rectus abdominis). Варьирует также число их сухожилий, которыми заканчиваются мышцы. Так, сгибатели и разгибатели пальцев рук и ног имеют по нескольку сухожилий (до 4), благодаря чему сокращение одного мышечного брюшка дает двигательный эффект сразу на несколько пальцев, чем достигается экономия в работе мышц.

Широкие мышцы располагаются преимущественно на туловище и имеют расширенное сухожилие, называемое сухожильным растяжением, или апоневрозом, aponeurosis.

Встречаются также и другие формы мышц: квадратная (m. quadratus), треугольная (triangularis), пирамидальная (m. pyramidalis), круглая (m. teres), дельтовидная (m. deltoideus), зубчатая (га. serratus), камбаловидная (m. so-leus) и др.

По направлению волокон, обусловленному функционально, различаются мышцы с прямыми параллельными волокнами (m. rectus), с косыми волокнами (т. obliquus), с поперечными (т. transversus), с круговыми (т. orbicularis). Последние образуют жомы, или сфинктеры, окружающие отверстия. Если косые волокна присоединяются к сухожилию с одной стороны, то получается так называемая одноперистая мышца, а если с двух сторон, то двуперистая. Особое отношение волокон к сухожилию наблюдается в полусухожильной (m. semitendinosus) и полуперепончатой (m. semimembranosus) мышцах.

По функции мышцы делятся на сгибатели (flexores), разгибатели (ехtensores), приводящие (adductores), отводящие (abductores), вращатели (rotatores) кнутри (pronatores) и кнаружи (supinatores).

По отношению к суставам, через которые (один, два или несколько) перекидываются мышцы, их называют одно-, дву- или многосуставными. Многосуставные мышцы как более длинные располагаются поверхностнее односуставных. По положению различают поверхностные и глубокие, наружные и внутренние, латеральные и медиальные мышцы.

Анатомия и классификация

№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter ) от левой (левый — sinister ). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante -, rior ) от задней (задний — pos ­ terior ), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» ( ventralis ), «спинной», или «дорсальный» ( dorsalis ).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior ) от вышележащих (верхний — superior ).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus , transversdlis ) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior , проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste ­ rior , идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis , идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis , проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildrisсосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior , начинается от одноименной складки ( plica axillaris anterior ) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media , начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior , — от одноименной складки ( plica axillaris posterior ). Лопаточная линия, linea scapuldris , проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis , — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систе­матический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на челове­ческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела че­ловека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анато­мия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и син­тетическая.

№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

Наличие индивидуальной изменчивости формы и строенщ тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациями» строения организма (от лат. variatio — изменение, varians -* вариант), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia — неправиль­ность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука терато­логия (от греч. teras , род. падеж teratos — урод).

Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особеннос­ти строения . Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся.

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморф­ный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.

Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on , род. падеж, ontos — сущее, существую­щее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие чело­века до рождения (пренатальный период) рассматривает э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения (постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжи­тельности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения — геронтология (от греч. geron — старик).

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового созревания происходит замедленный, но равно­мерный рост черепа, особенно в области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300 см 3 . В этом возрасте в основном завершено сращение отдель­ных частей костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

Анатомия и классификация

Классификация анатомии как и все биологические науки подразделяется на две основные группы—науки о форме и науки о функции организма, или, как говорят, на морфологические и физиологические науки (morphe—форма, physis—природа). Анатомия по этой классификации относится к морфологическим наукам.

Морфологические науки принято подразделять на науки, изучающие строение организма невооруженным глазом (макроскопическая морфология: macros — большой, scopeo — смотрю), и науки, изучающие это строение с помощью микроскопа (микроскопическая морфология: micros—малый). Анатомия является в основном макроскопической морфологией. Микроскопическая анатомия выделилась как самостоятельная наука после изобретения и применения микроскопа. К микроскопической морфологии относятся гистология — наука о тканях (histos —ткань) и цитология — наука о клетке (kytos — клетка). Помимо этого, существует раздел морфологии, изучающий область пограничного видения, — макромикроскопическая анатомия. Своим возникновением и развитием в нашей стране она обязана трудам В.П. Воробьева (1876—1937).

Та основная наука, от которой отделились эти ветви, анатомия человека, получила название нормальной анатомии. Она изучает здорового живого человека, находящегося в своем естественном, нормальном состоянии. В этом отношении она отличается от патологической анатомии, предметом изучения которой являются те изменения в строении организма, которые происходят под влиянием заболеваний (pathos — страдание). Нормальная анатомия также имеет ответвления. Некоторые из них рассматриваются как самостоятельные науки. К этим наукам относятся в первую очередь пластическая анатомия и топографическая анатомия.

Пластическая анатомия (plastike — ваяние) изучает внешнюю форму человеческого тела и те особенности его внутреннего строения, которые ее обусловливают. Эта наука имеет прикладное значение для изобразительных искусств (живописи, графики и скульптуры). Первым профессором пластической анатомии в нашей стране был И. В. Буяльский (1789-1866).

Топографическая анатомия (topos — место, grapho — пишу) изучает взаимное расположение органов. Она возникла как наука, необходимая для целей практической медицины, в особенности для хирургии, применительно к которой получила также название хирургической анатомии. Создателем топографической и хирургической анатомиибыл Н.И.Пирогов (1810-1881).

К ответвлениям нормальной анатомии относятся также динамическая анатомия (морфология), спортивная морфология и возрастная анатомия.

Динамическая анатомия (dynamikos —действующий) изучает спортивные, трудовые, художественные и другие движения человеческого тела. Анатомические изменения в организме, которые происходят при выполнении этих движений, причем не только адаптационные (приспособительные) изменения, но и результаты так называемого спортивного отбора выясняет наряду с динамической анатомией (морфологией) спортивная морфология. Основоположником изучения движений тела с позиций анатомии был в нашей стране П.Ф. Лесгафт (1837-1909).

Возрастная анатомия изучает анатомические особенности человеческого организма с точки зрения его возрастных изменений. Большое значение для создания возрастной анатомии в отечественной науке имели
труды Н.П. Гундобина(1860-1908).

Различают также типовую анатомию, проекционную анатомию, рентгеноанатомию и теоретическую анатомию.

Типовая анатомия, основоположником которой является В.Н. Шевкуненко (1872—1952), изучает соотношение между внутренним строением тела и его внешними формами. Все многообразие особенностей этого соотношения подразделяется на основные группы, или типы. Тем самым реализуется антропологический подход в анатомии, задача которого — исследование форм (типов) и факторов изменчивости организма.

Предметом изучения в проекционной анатомии является проекция органов человеческого тела на его наружную поверхность.

Рентгеноанатомия изучает строение человеческого организма с помощью рентгеновских лучей. Успехи этой науки в нашей стране связаны с именами Д.Г. Рохлина и М.Г. Привеса.

В конце прошлого столетия была создана теоретическая анатомия, изучающая общие закономерности строения тела. Основоположником ее и автором наименования является П.Ф. Лесгафт.

Углубление анатомических исследований привело в настоящее время к относительному обособлению ряда разделов анатомии.

Основные направления анатомии. Классификация анатомии,

Предисловие

С целью дальнейшего улучшения качества обучения студентов по анатомии человека нами осуществляется издание ряда учебных пособий, методическая часть которых построена в соответствии с требованиями учебной программы предмета по кредитно-модульной системе и направлена на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении учебного процесса.

Настоящее третье издание учебного пособия по анатомии опорно-двигательного аппарата существенно отличается от предыдущих. В новом издании, состоящем из пяти разделов, учтены замечания, пожелания и советы студентов и преподавателей. Значительно расширена глава, посвященная введению в анатомию, где отражены основные направления анатомии, принципы и методы анатомических исследований, периоды и этапы развития анатомии, дана базовая анатомическая терминология, половые, индивидуальные и возрастные особенности тела человека, основы общей гистологии, этапы развития человека в фило- и онтогенезе, норма, классификация аномалий развития.

Значительно расширены разделы по остеологии и краниологии. В них приведены данные о строении отдельных костей скелета, целостных образований черепа: глазница, полость носа, черепных ямки и т.д., особенностях развитии костей, освещены отличия черепа новорожденного, дана характеристика возрастных изменений, изложены основы рентгенанатомии. Таблицы, содержащие краткие обобщающие сведения, сделаны более доходчивыми. В них синтезирован весь излагаемый материал.

Опорно-двигательный аппарат является важной частью анатомии человека, а один из ее разделов «Артросиндесмология» – посвящен изучению соединений костей. В настоящем учебно-методическом пособии содержатся сведения по общей и частной артросиндесмологии. В этих разделах подробно изложены развитие соединений костей, классификация соединений костей, непрерывные и прерывные соединения, биомеханика суставов, соединения костей туловища и головы, верхней и нижней конечности. Сведения о наиболее крупных суставах изложены по предложенной схеме ответа.

В разделе «Миология» содержатся сведения по общей и частной анатомии мышц, как активной части опорно-двигательного аппарата. Этот трудный раздел анатомии мы старались изложить кратко, по общепринятой схеме описания, с учетом различных признаков: области тела, происхождения мышцы, формы мышцы, анатомо-топографических взаимоотношений направления мышечных волокон, отношения мышцы к суставам; приведены классификации скелетных мышц человеческого организма, приведены данные о границах областей, начала, прикрепления и функции мышцы, фасциях, топографической анатомии и клеточных пространствах туловища, головы, верхней и нижней конечностей.

Последний раздел пособия в виде сводной таблицы посвящен обзору движения тела, где отражены отделы скелета и суставы, в которых осуществляются движения, виды движений, мышцы, производящие движения.

При описании основных костных структур, образований черепа, суставов и связок, мышц в тексте наряду с общепринятыми русскими, даны латинские анатомические термины, принятые новой международной анатомической номенклатурой (Сан-Пауло, Бразилия – S-PNA) – 1997 г. В каждом разделе можно получить необходимую информацию об основах рентгенанатомии. Иллюстрации, включенные в данное издание, позволяют облегчить восприятие материала и способствуют более глубокому его осмыслению и усвоению.

В учебно-методическом пособии представлена характеристика основных анатомо-топографических образований опорно-двигательного аппарата. Эти данные в последующем будут востребованы в процессе изучения клинических дисциплин, а также позволит обобщить знания, полученные во время обучения на первом и втором курсах, и будут способствовать формированию целостного представления о строении опорно-двигательной системы человека. Пособие ориентировано на кредитно-модульную систему обучения, и станет хорошим подспорьем для студентов медицинских, стоматологических и фармацевтических факультетов при организации внеаудиторной работы, при подготовке к очередной теме и самостоятельной работы на практических занятиях, а также может быть использован молодыми преподавателями и аспирантами, врачами-клиницистами различных специальностей, в частности челюстно-лицевыми хирургами, травматологами-ортопедами, нейрохирургами и др.

Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию ЦМК и Координационным советом ГУ «Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского»

I. Введение в анатомию.

Основные направления анатомии. Классификация анатомии,

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 468 | Нарушение авторских прав

Суставы человека: анатомия и классификация

Д вижение — одно из величайших природных даров, заботливо преподнесённых человеку. Чтобы успеть справиться с сотней повседневных дел, приходится преодолеть не один километр, и всё это благодаря слаженной работе суставов. Они объединяют кости скелета в единое целое, формируя сложную систему опорно-двигательного аппарата.

Суставы человеческого тела условно делят на три функциональные группы. Первые — синартрозы — обеспечивают полностью неподвижное сочленение двух и более костей и формируются в черепе человека по мере зарастания младенческих родничков.

Вторые — амфиартрозы — двигаются весьма ограниченно и представлены позвоночным столбом. И, наконец, третьи — диартрозы — самые многочисленные в организме суставы, которые относятся к истинным и являются полностью подвижными. Благодаря им человек может наслаждаться активным образом жизни, заниматься работой или любимым хобби, справляться с домашними заботами — делать всё то, что невозможно выполнить без движения.

Строение сустава человека

Сустав — это место сочленения двух и более костей в единую функциональную систему, благодаря которой человек может поддерживать устойчивую позу и передвигаться в пространстве. Основные элементы сустава представлены следующими образованиями:

  • покрытые хрящевыми тканями суставные поверхности;
  • суставная полость;
  • капсула;
  • синовиальная оболочка и жидкость.

Суставные поверхности расположены на сочленяющихся костях и покрыты тонким хрящом толщиной от 0,2 до 0,5 мм. Эти хрящи имеют плотную эластичную структуру за счёт переплетения гиалиновых волокон. Абсолютно гладкая поверхность, отполированная постоянным скольжением костей относительно друг друга, значительно облегчает движение внутри сустава; а упругий хрящ обеспечивает безопасность, играя роль своеобразного амортизатора при нагрузке и резких толчках.

Суставная капсула образует герметичную полость вокруг сустава, защищая его от внешнего воздействия. Она состоит из упругих нитей, которые надёжно переплетаются, закрепляясь у основания костей, образующих сочленение. Для придания особой прочности в стенки капсулы вплетаются волокна прилегающих мышц и сухожилий.

Снаружи суставную сумку окружает фиброзная оболочка, изнутри — синовиальная мембрана. Наружный фиброзный слой более плотный и толстый, поскольку образован продольными тяжами волокнистой соединительной ткани. Синовиальная мембрана менее массивна. Именно здесь сосредоточена большая часть нервных окончаний, отвечающих за болевую восприимчивость сустава.

Синовиальная оболочка и суставные поверхности образуют герметичное щелевидное пространство — суставную полость. Внутри неё могут располагаться мениски и диски, обеспечивающие подвижность и поддержку сустава.

На поверхности синовиальной мембраны имеются специальные секреторные ворсинки, которые отвечают за выработку синовиальной жидкости. Заполняя внутреннее пространство полости, это вещество питает и увлажняет сустав, а также смягчает трение, возникающее между суставными поверхностями во время движения.

Непосредственно вокруг сустава располагаются околосуставные ткани, представленные мышечными волокнами, связками, сухожилиями, нервами и сосудами. Мышцы обеспечивают подвижность по различным траекториям; сухожилия удерживают сустав, ограничивая угол и интенсивность движений; прослойки соединительной ткани служат местом закрепления сосудов и нервов; а кровеносное и лимфатическое русло питает сустав и прилегающие ткани. Как правило, околосуставные ткани в организме защищены недостаточно, поэтому активно реагируют на любое внешнее воздействие. При этом нарушения, возникающие в околосуставных тканях, сказываются и на состоянии сустава, провоцируя возникновение различных заболеваний.

Особое место в анатомии суставов человека занимают связки. Эти прочные волокна укрепляют костное сочленение, удерживая все анатомические единицы сустава и ограничивая амплитуду движения костей. В большинстве диартрозов связки располагаются на внешней стороне сумки, однако наиболее мощные из них (например, тазобедренный) нуждаются в дополнительной поддержке, поэтому имеют и внутренний связочный слой.

Анатомия суставов: кровоснабжение и иннервация

Чтобы поддерживать физиологические возможности сустава, ему необходимо достаточное питание, которое в большей степени обеспечивается за счёт кровообращения. Артериальные сети, окружающие суставную капсулу, обычно состоят из разветвлений 3‒8 артерий различного диаметра, по ним к тканям поступают молекулы кислорода и питательных веществ. А венозное русло отвечает за полноценное выведение токсинов и продуктов распада из прилегающих тканей.

Иннервация сустава обеспечивается посредством переплетения симпатических и спинномозговых нервов. Нервные окончания содержатся практически в каждой анатомической единице, образующей сустав, за исключением гиалиновых хрящей. От их чувствительности зависит восприятие болевых ощущений и активация защитных механизмов организма.

Функции суставов

Ключевая функция суставов заключается в объединении костных образований в единую структуру. Вместе с костями и связками они образуют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, которая приходит в движение при участии мышечных волокон. Благодаря суставам кости могут менять положение относительно друг друга, скользить и при этом не истираться. Малейшее истончение суставной ткани может привести к серьёзным последствиям, поскольку костные структуры при трении очень быстро изнашиваются, вызывают сильную болезненность и необратимую деформацию скелета.

Кроме того, суставы помогают поддерживать стационарную позицию тела в пространстве. Неподвижные сочленения обеспечивают постоянную форму черепа, малоподвижные позволяют принимать вертикальное положение, а подвижные относятся к органам локомоции, то есть передвижения организма.

Классификация суставов

В анатомии принято классифицировать суставы на несколько групп в зависимости от количества и формы суставных поверхностей, выполняемых функций и диапазона движений. По числу суставных поверхностей выделяют следующие виды суставов:

  • Простой имеет две суставные поверхности (например, фаланги пальцев). В его образовании принимают участие только две кости.
  • Сложный включает три и более суставных поверхности, поскольку образован как минимум тремя костями (например, локтевой).
  • Комплексный имеет внутрисуставной хрящевой элемент — мениск или диск. Он разделяет полость сустава на две независимые камеры (например, коленный).
  • Комбинированный — это комплекс нескольких отдельных суставов, принимающих участие в одном и том же действии (например, височно-нижнечелюстной). Каждый сустав в этом комплексе анатомически изолирован, однако физиологически не может справляться с поставленной задачей без «компаньона».

Классификация по функциям и траектории движений основана на форме суставных поверхностей. Исходя из этого критерия, выделяют следующие группы:

  1. Одноосные суставы: цилиндрический, блоковидный и винтообразный. Цилиндрический сустав способен выполнять вращательные движения. По этому принципу устроено сочленение между первым и вторым шейными позвонками. Блоковидный сустав позволяет выполнять движения только по одной оси, например, вперёд/назад или вправо/влево. Разновидностью таких сочленений являются винтообразные суставы, в которых траектория движений выполняется немного косо, образуя своеобразный винт.
  2. Двухосные суставы: эллипсовидный, седловидный, мыщелковый. Эллипсовидный сустав образован суставными поверхностями, одна из которых имеет выпуклую форму, а другая — вогнутую. Благодаря этому в сочленениях данного типа может поддерживаться движение вокруг двух взаимно перпендикулярных осей. Седловидный сустав в организме человека только один — запястно-пястный. Траектория движений в нём охватывает вращение, включая раскачивание из стороны в сторону и вперёд/назад. Мыщелковые суставы способны поддерживать аналогичную подвижность благодаря эллипсовидному отростку (мыщелку) на одной из костей и подходящей по размеру впадине на другой суставной поверхности.
  3. Многоосные суставы: шаровидный, чашеобразный, плоский. Шаровидные суставы — одни из самых функциональных, поскольку подразумевают наиболее широкий диапазон движений. Чашеобразные сочленения являются чуть менее подвижной версией шаровидных. А плоские суставы, наоборот, отличаются примитивным строением и минимальным объёмом движений.

Заболевания суставов человека

Согласно статистике ВОЗ, боли в суставах знакомы как минимум каждому седьмому человеку во всём мире, причём среди возрастной группы от 40 до 70 лет встретить те или иные проблемы можно в 50 % случаев, старше 70 лет — в 90 % случаев. Такая распространённость заболеваний опорно-двигательного аппарата связана со многими факторами:

  • низкая двигательная активность, при которой суставы не функционируют и, соответственно, не получают с током крови должное количество питания;
  • неудобная, слишком тесная обувь и одежда, которая ограничивает заложенный природой функционал;
  • плохая наследственность как один из факторов риска развития патологий, связанных с суставами;
  • кардинальные изменения температурного режима, включая как перегрев, так и переохлаждение;
  • инфекционные процессы в организме, которые часто провоцируют осложнения, связанные с работой суставов;
  • травмы, которые снижают функциональность опорно-двигательного аппарата;
  • преклонный возраст.

Эксперты утверждают, что сохранить здоровье суставов вполне реально, если вовремя заняться профилактикой заболеваний. Следует избегать травм и повреждений, укреплять иммунитет, включить в повседневный график занятия спортом. Отличным вариантом может стать йога, ведь статические нагрузки хорошо укрепляют мышцы и связки, удерживающие суставы. Заботьтесь о своём здоровье заблаговременно — этот природный ресурс гораздо проще сохранить, чем восполнить!

Читать еще:  Инфразвук и его особенности
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector