0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анатомия и строение

Как устроен человек: строение организма и его функции

Человек по праву считается самым сложным живым организмом. Его анатомия обеспечивает нормальную жизнедеятельность и его устойчивость к окружающей среде. Если допустить некоторую метафоричность, то человеческий организм одновременно и склад, и электрическая компания, и аптека, и отчистка сточных вод. Благодаря своему анатомическому строению человеческий организм обладает силой и крепостью.

Анатомия — это наука, которая изучает строение человека, его внешнее и внутреннее составляющие. В то же время анатомия человека отчетливо демонстрирует, как совершенно и в тоже время хрупко человеческое тело. Ведь повреждение одной системы, может спровоцировать сбои в работе всех остальных отделов.

Внешнее строение человека

Анатомия человека делится на внутреннее и внешнее строение. Внешнее устройство человека- это части тела, которые может увидеть и назвать каждый:

  • голова;
  • шея;
  • спереди — грудина;
  • сзади — спина;
  • верхние и нижние конечности.

Скелет

В скелет человека входят:

  • череп;
  • шейные позвонки;
  • нижняя челюсть;
  • грудина;
  • ключица;
  • плечевая кость;
  • ребра;
  • лопатки;
  • мечевидный отросток;
  • таз;
  • крестец;
  • копчик;
  • лучевая кость;
  • локтевая кость;
  • кости кисти;
  • бедренная кость;
  • большая берцовая кость;
  • малая берцовая кость;
  • кости стопы.

Скелет человека представляет собой своеобразный остов для внутренних органов, который включает в себя множество разных костей, соединенных в суставы.

Когда ребенок рождается, его скелет насчитывает 350 костей. При взрослении некоторые кости срастаются, поэтому у взрослого человека их насчитывается уже 200 штук. Все они делятся на две группы:

  1. Осевые кости, которые входят в несущие конструкции.
  2. Добавочные кости.

Взрослая развитая кость включает в себя:

  • органическую ткань;
  • неорганическую ткань;
  • воду.

Хрящ

Хрящевая ткань иногда может быть составляющим компонентом кости, а иногда выступает в качестве временного элемента. Следует отметить, что хрящевая ткань менее прочная и плотная, чем костная.

Хрящ имеет в своем составе специфические клетки — хондроциты. Характерной особенностью хряща является отсутствие вокруг него кровяных сосудов, то есть они его не пронизывают и не питают. Питание хрящ получает из жидкости, которая находится в окружающих его тканях.

Хрящ бывает следующих видов:

  • желтый волокнистый;
  • гиалиновый;
  • белый волокнистый.

Сочленения

  • сочленения костей туловища;
  • сочленения костей туловища и головы;
  • сочленения костей верхних конечностей;
  • сочленения костей нижних конечностей.

Сочленения обеспечивают двигательную способность мышцам, которые крепятся к сухожилиям. Способность мышц сокращаться позволяет двигаться туловищу, рукам и ногам, а также выполнять разнообразные действия: прыгать, разворачиваться, резко останавливаться, бегать, накланяться и даже улыбаться.

Внутреннее строение человека

Внутреннее устройство человека- это органы первостепенной важности, которые имеют свои функции и не открыты человеческому взору. К ним относятся:

Помимо вышеназванных частей, внутреннее строение человека включает в себя железы секреции, нервные стволы, кровеносные сосуды и пр. К ним относится:

  • вилочковая железа;
  • молочные железы (у женщин);
  • предстательная железа (у мужчин);
  • надпочечники;
  • щитовидная железа;
  • гипофиз;
  • эпифиз;
  • эндокринные железы;
  • экзокринные.

Нервная система включает: центральный и периферический отделы. Сосудистая система включает: вены, капилляры; артерии.

Хорошо известно, что анатомическое строение человеческого организма имеет определенное сходство с некоторыми животными. Этот факт обусловлено тем, что человек эволюционировал от млекопитающих. Он обладает не только не только анатомической схожестью, но и схожим клеточным строением и похожим ДНК.

Человеческий организм состоит из клеток, которые группируясь, образуют эпителий, из которого сформированы все человеческие органы.

Все отделы человеческого организма соединяются в системы, которые слаженно функционируют для обеспечения устойчивой жизнедеятельности человека:

  1. Сердечно — сосудистая. Играет основную роль, поскольку качает кровь и транспортирует ее во все остальные органы.
  2. Дыхательная. Насыщает кровь кислородом, а также перерабатывает его в углекислый газ.
  3. Нервная. Включает спинной и головной мозг, нервные окончания, стволы и клетки. Основная задача- регуляция всех функций организма.
  4. Пищеварительная. Сложнейшая система у человека. Основная задача- переваривание пищи, обеспечивание организма питательными веществами и энергией для жизнедеятельности.
  5. Эндокринная. Отлаживает нервные и биологические процессы.
  6. Опорно-двигательная. Способствует передвижению человека и поддерживает его тело в вертикальном положении. В нее входят: суставы, связки, мышцы.
  7. Кожа или покровная система. Является защитным панцирем, который препятствует проникновению внутрь вредных элементов.
  8. Мочевыделительная и половая. Половые органы делятся на мужские и женские. Ин основная функция — репродуктивная и выделительная.

Какие органы скрывает грудная клетка?

В грудной клетке располагаются:

Сердце

Сердце располагается между легкими и, по сути, является мышцей. По своему размеру сердце не больше кулака человека, то есть если каждый человек сожмет кулак, то его размер будет идентичен его сердцу. Его функция состоит в том, чтобы принимать и качать кровь. Оно имеет необычное косое расположение: одна его сторона отходит вправо, вверх и назад, а другая — вниз и влево.

Основные сосуды ответвляются из правой стороны мышцы. Биение сердцу обеспечивает две его стороны: левый и правый. Левый желудочек превосходит размерами правый. Сердце выстлано специфической тканью, которая называется перикардом. Внутренняя часть перикарда прирастает к сердцу, а внешняя — соединена с кровеносными сосудами.

Легкие

Самый большой парный орган, который занимает основную часть грудной клетки. Легкие расположены по оби стороны сердца и заключены в плевральные мешки. Несмотря на то, что правое и левое легкое внешне мало чем отличаются, они имеют разные функции и строение.

Как можно увидеть на картинке, легкие состоят из долей: левое легкое включает в себя две доли, а правое — три. Левое легкое обладает изломом в левой части, правое такого изгиба не имеет. Основная функция легких снабжать кровь кислородом и перерабатывать его в углекислый газ.

Трахея

Располагается между бронхами и гортанью. Представляет собой хрящевые полукольца, соединительные связки и мышцы, которые находятся на задней стенке, покрытые слизью. Внизу трахея делится на два бронха, которые направляются в легкие. Бронхи являются продолжением трахеи. Они выполняют следующие функции:

  • проведение воздуха по легким;
  • защитно-очистительная функция.

Пищевод

Представляет собой длинную трубку, которая начинается в гортани. Проходит через диафрагму и соединяется с желудком. Пищевод состоит из кольцевых мышц, которые продвигают пищу к желудку.

Какие органы скрываются в брюшной полости?

В брюшной полости находятся части организма, которые входят в пищеварительную систему. К ним относится:

  • желудок;
  • печень;
  • желчный пузырь;
  • поджелудочная железа;
  • двенадцатиперстная кишка;
  • тонкий кишечник;
  • толстый кишечник;
  • прямая кишка;
  • анус.

Желудок

Главная часть пищеварительной системы. Он является продолжением пищевода, который отделен от него клапаном, прикрывающим вход. Желудок имеет форму мешочка, заполняется пищей и вырабатывает сок (специфическую жидкость), богатый ферментами, которые расщепляют пищу.

Кишечник

Кишечник — наиболее длинная часть пищеварительного тракта. Начинается после выходного отверстия желудка. Имеет форму петлей и заканчивается выходным отверстием. Кишечник состоит из:

  • тонкой кишки;
  • толстой кишки;
  • прямой кишки.

Тонкая кишка состоит из двенадцатиперстной кишки и подвздошной, которые переходят в толстую, а толстая кишка в прямую. Основная функция кишечника переваривать пищу и выводить ее остатки из организма.

Печень

Самая крупная железа в организме человека. Также участвует в процессе пищеварения. Основная задача — обеспечивать обмен веществ и участвовать в процессе кроветворения. Располагается сразу же под диафрагмой и делится на две части, которые называются долями. Соединяется с двенадцатиперстной кишкой, тесно связана с воротной веной, сообщается и функционирует с желчным пузырем.

Селезенка

Находится под диафрагмой. Основные функции заключаются:

  • в формировании элементов крови;
  • защите организма.

Селезенка меняется в размерах в зависимости от количества скопленной крови.

Почки

Почки также находятся в брюшной полости, несмотря на то, что не имеют отношение к пищеварительному тракту. Почки — состоят из парных частей, которые выполняет важную функцию: регуляцию гомеостаза. Имеют форму бобов и участвуют в процессе мочевыделения. Прямо над почками располагаются мочеточники.

Мочевой пузырь

Представляет собой специфическую емкость — мешок, предназначенный для сбора мочи.

Органы малого таза

Расположены в пространстве, которое ограничено малым тазом. Существует разница между мужскими и женскими тазовыми органами, что обуславливается половой принадлежностью.

В малый таз входят:

  • часть кишечника- прямая кишка, которая имеет около 15 см;
  • мочевой пузырь, который у мужчин и женщин имеет разное расположение. У женщин соприкасается со стенками влагалища и матки, у мужчин — прилегает к потокам и семенным пузырькам, а также к прямой кишке;
  • женские половые органы: влагалище, матка, яичники;
  • мужские половые органы: семенной пузырек; предстательная железа.

Анатомия и физиология человека, базовые знания

Человек – наиболее продвинутое в развитии живое существо, обитающее на Земле. Это открывает возможности самопознания и изучения строения собственного тела. Анатомия изучает строение человеческого тела. Физиология изучает функционирование органов и всего человеческого организма.

Тело человека – это некая иерархическая последовательность, от простого к сложному :

Похожие по структуре клетки объединяются в ткани, которые имеют свое четкое назначение. Каждый тип ткани складывается в определенные органы, которые также несут в себе индивидуальные функции. Органы, в свою очередь, складываются в системы, которые регулируют жизнедеятельность человека.

Каждая, из 50 триллионов микроклеток в теле, выполняют определенную функцию. Для того чтобы плотнее понимать анатомию и физиологию человека, необходимо рассмотреть все системы организма.

Полноценно существовать человеку помогают 12 систем :

  1. Скелетная или опорная (кости, хрящи, связки);
  2. Мышечная или двигательная (мышцы);
  3. Нервная (головной мозг, нервы спинной мозг);
  4. Эндокринная (регуляция гормонального фона);
  5. Кровообращения (отвечает за питание клеток);
  6. Лимфатическая (отвечает за борьбу с инфекциями);
  7. Пищеварительная (переваривает пищу, фильтруя полезные вещества);
  8. Дыхательная (легкие человека);
  9. Покровная, защитная (кожа, волосы, ногти);
  10. Репродуктивная (мужские и женские органы размножения);
  11. Выделительная (освобождает организм от лишних или вредных веществ);
  12. Иммунная (отвечает за состояние иммунитета в целом).

Скелетная или опорно-двигательная (кости, хрящи, связки) система

Основой нашего передвижения является скелет, который является главной опорой для всего остального. К скелету крепятся мышцы, присоединяются они с помощью связок (мышцы умеют растягиваться, связки нет) благодаря этому кость может быть поднята или отодвинута.

Разбирая свойства скелетной системы можно отметить, что главное в ней – это опора для тела и защита внутренних органов. Опорный скелет человека включает в себя 206 костей. Главная ось представляет собой 80 костей, добавочный скелет состоит из 126.

Типы костей человека

Всего бывает четыре типа костей:

  1. Трубчатые кости. Трубчатые кости выстраивают конечности они длинные и подходят для этого.
  2. Смешанные кости. Смешанные кости могут содержать в себе все вышеперечисленные типы кости в двух или трех вариантах. Примером служит кость позвонка, ключица и др.
  3. Плоские кости. Плоские кости подходят для крепления больших мышечных групп. В них ширина преобладает над толщиной. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.
  4. Короткие кости. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Кости скелетной системы человека

Основные кости скелетной системы человека :

— Череп;
— Нижняя челюсть;
— Ключица;
— Лопатка;
— Грудина;
— Ребро;
— Плечевая;
— Позвоночный столб;
— Локтевая;
— Лучевая;
— Кости пясти;
— Фаланги пальцев кисти;
— Таз;
— Крестец;
— Бедренная;
— Коленная чашечка;
— Большая берцовая;
— Малая берцовая;
— Кости предплюсны;
— Кости плюсны;
— Фаланги пальцев стопы.

Строение скелета человека

В строение скелета различают :

— Скелет туловища. Состоит скелет туловища из позвоночника и грудной клетки.
— Скелете конечностей (верхних и нижних). Скелете конечностей принято делить на скелет свободных конечностей (руки и ноги) и скелет пояса (плечевой пояс и тазовый пояс).

Скелет рук состоит из :

— плеча, состоящего из одной кости, плечевой;
— предплечья, которые образуют две кости (лучевая и локтевая) и кисти.

Скелет ноги делится на три отдела :

— бедро, которое состоит из одной кости, бедренной;
— голень, образованную малоберцовой костью и большеберцовой костью);
— стопу, которая имеет в своем составе предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.

Плечевой пояс образуют две парные кости :

Скелет тазового пояса состоит из :

— парных тазовых костей.

Скелет кисти образуют :

— запястья;
— пястья;
— фаланги пальцев.

Строение позвоночника человека

Человек стал прямоходящим благодаря особенному строению его позвоночника. Он проходит по всему туловищу и упирается в таз, где постепенно заканчивается. Последней костью является копчик, предполагается, что раньше это был хвост. В человеческом позвоночном столбе находится 24 позвонка. Через него проходит спиной мозг, который соединяется с головным мозгом.

Позвоночник разделяется на отделы, всего их пять :

— шейный отдел состоит из 7 позвонков;
— грудной отдел состоит из 12 позвонков;
— поясничный отдел состоит состоит из 5 позвонков;
— крестцовый отдел состоит из 5 позвонков;
— копчиковый состоит из 4-5 рудиментарных позвонков сросшихся между собой.

Мышечная система

Основная функция мышечной системы — это сокращаться под воздействием электрических импульсов, тем самым обеспечивая функцию движения. Иннервация осуществляется на клеточном уровне. Клетки мышц — это структурная единица мышечного волокна. Из мышечных волокон сформированы мышцы. Мышечные клетки имеют особую функцию – сокращение. Сокращение происходит под воздействием нервного импульса, благодаря чему человек может совершать такие действия как ходьба, бег, приседание, даже моргание совершается за счет клеток мышц.

Мышечная система состоит из трех видов :

— Скелетные (поперечно-полосатые);
— Гладкие;
— Мышцы сердца.

Поперечно-полосатые мышцы

— Поперечно-полосатая мышечная ткань имеет высокую скорость сокращения, поэтому она выполняет все двигательные функции.

Поперечно-полосатые мышцы это :

Гладкие мышцы

Гладкая мышечная ткань, сокращается автономно под воздействием адреналина и ацетилхолина, и скорость сокращения заметно ниже. Гладкие мышцы выстилают стенки органов и сосудов и отвечают за внутренние процессы, например переваривание пищи, движение крови (за счет сужения и расширения сосудов).

Мышцы сердца

Сердечная мышца — это состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани, но работает автономна.

Нервная система

Нервная ткань служит для приёма и передачи электрических импульсов.

Нервная ткань имеет три типа :

— Первый тип воспринимает сигналы из внешней среды и отправляет их в центральную нервную систему. Самое большое количество рецепторов находится во рту.

Читать еще:  Анатомическая справка просто о сложном

— Второй тип контактные нейроны их основная задача принимать, обрабатывать и передавать информацию, также он может сохранять проходившие по нему импульсы.

— Третий тип двигательные их еще называют эфферентные, они доставляют импульсы к рабочим органам.

Нервная система управляется головным мозгом и состоит из миллиардов нейронов. Головной мозг, в сочетании со спинным, образуют центральную нервную систему, а нервы представляют собой периферическую систему.

Модно выделить несколько основных нервных окончаний :

— Головной мозг;
— Черепно-мозговой нерв;
— Нерв, идущий к руке;
— Спинномозговой нерв;
— Спинной мозг;
— Нерв, идущий к ноге.

Эндокринная система

Эндокринная система – это совокупность биологически активных элементов, которые регулируют рост, вес, размножение и многие другие жизненно важные процессы организма. Гормоны – это химические посредники, выделяемы эндокринной системой в кровь. Железы эндокринной системы расположены в черепно-мозговой коробке, грудине и в брюшной полости.

Выделяют главные части эндокринной системы :

— Гипофиз;
— Эпифиз;
— Щитовидная железа;
— Тимус (вилочковая железа);
— Надпочечник;
— Поджелудочная железа;
— Яичники (вырабатывают женский половой гормон);
— Семенники (вырабатывают мужской половой гормон).

Кровеносная система

Кровеносная система – одна из основных человеческих систем.

Система кровообращения представлена :

— Сердцем;
— Кровеносными сосудами;
— Кровью.

Сердце – это, так называемый, насос, который качает кровь, в одном направлении, по кровеносной сети. Длина кровеносных сосудов в человеческом организме составляет около 150 тысяч километров, каждый из которых выполняет индивидуальную функцию.

Крупные сосуды системы кровообращения :

— Яремная вена;
— Подключичная вена;
— Аорта;
— Легочная артерия;
— Бедренная вена;
— Сонная артерия;
— Верхняя полая вена;
— Подключичная артерия;
— Легочная вена;
— Нижняя полая вена;
— Бедренная артерия.

Лимфатическая система

Лимфатическая система фильтрует межклеточные жидкости и уничтожает болезнетворные микробы. Основные функции лимфосистемы – это дренаж тканей и защитный барьер. Лимфатическая система пронизывает 90% тканей тела.

Качественная работа лимфосистема происходит за счет следующих органов :

— Грудной приток, впадающий в левую подключичную вену;
— Правый лимфатический приток, впадающий в правую подключичную вену;
— Вилочковая железа;
— Грудной проток;
— Селезенка – своего рода кровяное депо;
— Лимфатические узлы;
— Лимфатические сосуды.

Пищеварительная система

Основная и главная функция пищеварительной системы – это процесс переваривания пищи.

Процесс переваривания пищи включает в себя 4 этапа :

— Заглатывание;
— Переваривание;
— Всасывание;
— Выведение отходов.

Каждому этапу пищеварения помогают определенные органы, из которых и состоит пищеварительная система.

Дыхательная система

Для правильной жизнедеятельности человеку необходим кислород, который попадает в организм благодаря работе легких – основных органов дыхательной системы. Первостепенно воздух поступает в нос, далее, после чего, проходя глотку и гортань, попадает в трахею, которая, в свою очередь разделяется на два бронха и входит в легки. Благодаря газообмену клетки постоянно получают кислород и освобождаются от, вредного для их существования, углекислого газа.

Покровная система

Покровная система – это живая оболочка человеческого тела. Кожа, волосы и ногти являются «стеной» между внутренними органами человек и внешней средой.

— Кожа является водонепроницаемой оболочкой, способной поддерживать температуру тела в пределах 37 градусов. Кожный покров защищает внутренние органы от инфекции и вредоносных солнечных лучей.

— Волосы защищают кожу от механических повреждений, охлаждения и перегрева. Волосяной покров отсутствует лишь на губах, ладонях и стопах ног.

— Ногтевые пластины несут в себе защитную функцию чувствительных кончиков пальцев рук и ног.

Репродуктивная система

Репродуктивная система спасает человеческий вид от вымирания. Мужские и женские органы размножения различны по своим функциям и строению.

Мужская половая система состоит из следующих органов :

— Семявыводящий проток;
— Уретра;
— Яичко;
— Придаток яичка;
— Половой член.

Строение женской половой системы кардинально отличается от мужской :

— Матка;
— Фаллопиева труба;
— Яичник;
— Шейка матки;
— Влагалище.

Выделительная система

Выделительная система – выводит из организма исходные продукты обмена веществ, предотвращая его отравление. Выделение вредных веществ происходит с помощью легких, кожи, печени и почек. Основная, это мочевыделительная система.

Мочевыделительная система состоит из следующих органов :

— 2 почки;
— 2 мочеточника;
— Мочевой пузырь;
— Мочеиспускательный канал.

Иммунная система

Человеческому организму постоянно угрожают болезнетворные вирусы и бактерии, иммунная система является достаточно надежной защитой против такого воздействия. Иммунная система – это совокупность лейкоцитов, белых клеток крови, они распознают антигены и помогают в борьбе с патогенными микроорганизмами.

В заключение

На протяжении многих столетий представление о строении и функционировании человеческого организма кардинально менялось. Благодаря наблюдениям и появлению анатомической науки стало возможным глобальное изучение физиологии человека.

Строение и функции человеческого организма

Организм человека характеризуется тем, что все его составные части неразрывно связаны между собой.

Функционирование одного органа невозможно без других.

Тело человека является уникальным механизмом, слаженным, доведенным природой до совершенства.

Каждому необходимо иметь знания о своем строении, это поможет в любой сфере деятельности и повседневной жизни.

Строение человека

Строение тела человека достаточно сложное, имеет множество особенностей и характерных черт. Люди уникальны прежде всего тем, что способны осуществлять высшую нервную деятельность, то есть обладают интеллектом. Имеется несколько систем, которые обеспечивают слаженное функционирование тела человека.

Внутреннее расположение органов

Внутренне строение организма человека – это те органы, которые выполняют различные важные функции. Они отделены от внешней среды кожным покровом. Пример некоторых из них – мозг, сердце, легкие, желудок, почки и другие.

Внешняя структура

Внешне у человека выделяют голову, шею, верхние и нижние конечности, туловище. В последнем имеется спина, грудь и живот.

Системы организма

Все органы собраны в отдельные системы, что помогает в классификации и систематизации строения человека. Это облегчает изучение структур и их функций в теле. Выделяют следующие системы:

  1. Опорно-двигательный аппарат отвечает за передвижение и принятие телом любого возможного положения в пространстве. Система состоит из костного скелета, связок, сухожилий, мышц.
  2. Сердечно-сосудистая система отвечает за транспорт крови по всему телу. Это обеспечивает ткани кислородом и питательными веществами.
  3. Пищеварительный тракт всасывает витамины, микроэлементы, белки, жиры и углеводы из еды. Это необходимо для выработки энергии, без которой невозможно выполнять любые действия.
  4. Органы дыхательной системы выводят углекислый газ, насыщают кровь кислородом, который разносится по всему телу.
  5. Нервная система бывает центральной и периферической, отвечает за функционирование всего организма, собирает информацию из внешнего мира, перерабатывая ее.
  6. Эндокринные железы отвечают за поддержание гомеостаза внутри человека.
  7. Половые органы ответственны за размножение, органы мочевыделения – за вывод биологических жидкостей.

Также отдельно выделяется кожный покров, который защищает внутренности от неблагоприятных внешних факторов, отвечает за эстетическую функцию.

Центральная нервная система и мозг

Центральная нервная система человека – это головной и спинной мозг. Главное, за что отвечают данные структурные образования, — это формирование рефлексов, умственная деятельность, психические функции, двигательная и сенсорная чувствительность.

Главный орган нашего организма – это мозг. Он находится в черепной коробке, имеет сложное строение. Схематично можно выделить 3 отдела: полушария, мозжечок, мост. Мозг обрабатывает информацию, которую человек получает из окружающей среды, образуя тем самым ответные импульсы. Благодаря ему люди способны мыслить, понимать речь, испытывать эмоции, осуществлять любую деятельность, как умственную, так и трудовую.

От мозга берут начало нервные стволы, которые разветвляются на более мелкие ветви по всему организму, что обеспечивает сбор информации из внешнего мира.

Органы грудной клетки

В грудной полости находится целый ряд жизненно необходимых формирований. Один из важнейших – сердце. Оно находится практически посередине грудной клетки, локализация располагается за средней третью грудины. Размеры сердца приравниваются размеру кисти, сжатой в кулак.

Мышечная ткань очень мощная, клетки соединяются между собой перемычками, формируя что-то наподобие полотна. Такое строение обеспечивает электрическую проводимость и сокращение сердца. Орган обеспечивает кровообращение, получая венозную кровь из сосудов, насыщая ее кислородом, превращая в артериальную. Последняя посредством сердечных сокращений обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем системам и органам человека.

Также в груди располагаются бронхи и легкие. Последние являются парным органом, они занимают большую часть пространства данной полости. Каждое легкое состоит из крупных долей: левое из 2, правое – из 3.

Доля делится на более мелкие формирования, в строении которых имеются альвеолы – специальные пузырьки, осуществляющие газообмен. Альвеолы насыщают кровь кислородом, обеспечивают элиминацию углекислого газа. Данные структуры образуются путем ветвления бронхов.

Последние являются крупными стволами, которые проникают в легкие через так называемые ворота, где они начинают делится на более мелкие формирования. Бронхи, в свою очередь, являются воздухоносными путями у человека.

Еще один орган, расположенный в груди, — трахея. Она берет начало от гортани, откуда отходит ниже и переходит в бронхи.

Параллельно идет пищевод, который имеет несколько анатомических изгибов, сам он является мышечной трубкой, которая обеспечивает проход пищевого комка для дальнейшего переваривания в желудке.

Последний является органом системы иммунитета, который постепенно атрофируется с возрастом. У лиц старше 16-18 лет имеются только остатки тимуса.

Органы брюшной полости

Органы брюшной полости обеспечивают переваривание пищи и формирования из ее остатков каловых масс. От груди они отделяются диафрагмой. Органы грудной полости следующие:

  1. Желудок – полое образование, которое берет начало от пищевода. Желудок отвечает за всасывание аминокислот, в нем имеется сок, который помимо пищеварительной функции, выполняет обеззараживание поступаемых переработанных продуктов.
  2. Затем происходит переход в тонкий кишечник, состоящий из 3 отделов – двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Данные органы участвуют в переваривании пищевого комка, всасывании аминокислот и углеводов. Также в тонком кишечнике начинает формироваться желчь.
  3. Дальше располагается толстая кишка. Ее отделы следующие: слепая кишка с аппендиксом, поперечная ободочная, нисходящая и сигмовидная кишки. Заканчивается толстый отдел прямой кишкой. В этом органе происходит окончательное всасывание питательных веществ и абсорбция воды. Из пищевой кашицы формируются каловые массы, которые элиминируется из организма через анальное отверстие, которым оканчивается прямая кишка.
  4. Также в брюшной полости находятся печень, поджелудочная железа и селезенка. Данные структуры отвечают за метаболизм, кроветворение, обмен желчи. Печень расположена под правой реберной дугой, поджелудочная железа – под левой. К поджелудочной снизу примыкает селезенка.
  5. В боковых отделах брюшной полости находятся почки, которые являются парными формированиями. Над ними расположены секреторные железы – надпочечники, которые имеют очень маленькие размеры. От почек отходят мочеточники, переходящие в мочевой пузырь. Основная функция – формирование мочи, которая поступает в пузырь и выводится наружу.

Кроме этого, в брюшной полости также имеются крупные и мелкие кровеносные сосуды, лимфоузлы, нервные стволы и сплетения, также здесь располагается сальник, обеспечивающий поддержание всех формирований на их местах. Также он уберегает внутренние структуры от травматического воздействия.

Отдел малого таза

Органы полости малого таза имеют свои особенности. Здесь у лиц мужского и женского пола имеются свои отличительные черты. Среди общего – наличие мочевого пузыря, уретры и прямой кишки. Первый отвечает за мочеиспускание, второй – за дефекацию.

Отличия у женщин

У лиц женского пола в малом тазу находятся матка, яичники, которые соединяются с первой посредством маточных труб. Также здесь располагается влагалище, половые губы, вульва, клитор.

Органы формируют половую систему женщины, которые отвечают за размножение, выработку гормонов, беременность.

Различия у мужчин

У мужчин в малом тазу имеются семенные пузырьки, семявыносящий проток, предстательная железа, яички, половой член. Эти структуры отвечают за формирование спермы, размножение, осуществляют функцию эндокринных желез, осуществляя выработку мужских половых гормонов.

Полезная информация

Каждый человек является уникальным и неповторимым. При этом нередко встречаются различные аномалии – например, удвоение органа, изменение его формы и размеров. Удивление вызывает тот факт, что нередко это остается незаметным и никак не отражается на состоянии здоровья.

Потенциал и выносливость организма поражают, он хрупкий и сильный одновременно. Ученым-биологам и медикам предстоит выяснить ответы на большое количество загадок тела человека. Работа в этой сфере идет непрерывно.

Как видно, строение человеческого тела простое и сложное одновременно. Исследователи до сих пор не могут полностью разгадать все тайны организма. Человек способен осуществлять высшую нервную деятельность благодаря коре головного мозга, что недоступно для других биологических видов.

По этим причинам людям важно иметь как минимум общее понятие о своем строении, что поможет в течение всего жизненного пути, особенно это касается проверки состояния собственного здоровья.

Анатомия и строение

№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Читать еще:  Где находится тройничный нерв

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter ) от левой (левый — sinister ). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante -, rior ) от задней (задний — pos ­ terior ), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» ( ventralis ), «спинной», или «дорсальный» ( dorsalis ).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior ) от вышележащих (верхний — superior ).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus , transversdlis ) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior , проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste ­ rior , идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis , идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis , проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildrisсосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior , начинается от одноименной складки ( plica axillaris anterior ) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media , начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior , — от одноименной складки ( plica axillaris posterior ). Лопаточная линия, linea scapuldris , проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis , — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систе­матический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на челове­ческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела че­ловека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анато­мия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и син­тетическая.

№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

Наличие индивидуальной изменчивости формы и строенщ тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациями» строения организма (от лат. variatio — изменение, varians -* вариант), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia — неправиль­ность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука терато­логия (от греч. teras , род. падеж teratos — урод).

Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особеннос­ти строения . Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся.

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморф­ный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.

Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on , род. падеж, ontos — сущее, существую­щее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие чело­века до рождения (пренатальный период) рассматривает э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения (постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжи­тельности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения — геронтология (от греч. geron — старик).

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового созревания происходит замедленный, но равно­мерный рост черепа, особенно в области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300 см 3 . В этом возрасте в основном завершено сращение отдель­ных частей костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

Лекции. Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека

Физиология.

И

Анатомия

Оглавление.

Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии». 4

Лекция №2. «Основы цитологии – клетка». 7

Лекция №3. «Основы гистологии – ткани». 8

Лекция №4. «Внутренняя среда организма. Кровь. Гомеостаз, состав, свойства и функции крови». 14

Лекция №5. «Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека». 19

Лекция №6. «Скелет верхней и нижней конечностей». 23

Лекция №7. «Скелет головы». 27

Лекция №8. «Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышцы головы и шеи». 31

Лекция №9. «Мышцы туловища». 35

Лекция №10. «Мышцы верхней конечности». 39

Лекция №11. «Мышцы нижней конечности». 41

Лекция № 12. «Фасции мышц». 43

Лекция №13. «Физиология мышц». 45

Лекция № 14. «Процесс физиологической регуляции. Нервные механизмы физиологической регуляции. Общие принципы строения нервной системы. Нервная деятельность». 46

Лекция №15. «Функциональная анатомия спинного мозга». 49

Лекция №16 Головной мозг. Ствол мозга и промежуточный мозг. 54

Лекция № 17 Большой мозг (cerebrum). 58

Лекция №18. Черепно – мозговые нервы. 63

Лекция №19. Вегетативная нервная система. 68

Лекция № 20. Морфо – функциональная характеристика сенсорных систем. Учение об анализаторах. Зрительный анализатор. 72

Лекция №21. Слуховой и вестибулярный анализаторы. 76

Лекция №22. Кожный анализатор. 78

Лекция №24. Сердечно – сосудистая система. 86

Лекция № 25. Анатомия и физиология кровеносных сосудов. 89

Кровяное давление, регуляция кровообращения. 89

Лекция №27. Венозная система. 94

Лекция №28. Особенности кровообращения плода. 98

Лекция №29. Морфо – функциональная характеристика. 98

дыхательной системы. 98

Лекция №30. Легкие, плевра, дыхательный цикл, легочные объемы, физиология дыхания. 101

Лекция №31. Пищеварительная система и пищеварение. Полость рта. Пищеварение в полости рта. 105

Лекция №32. Глотка, пищевод, желудок. 108

Лекция № 33. Печень и поджелудочная железа. 111

Лекция №34. Тонкий кишечник. 114

Лекция №35. Толстый кишечник. Брюшина. 116

Лекция №36. Обмен белков, жиров и углеводов. 119

Лекция №37. Водный и минеральный обмен. Витамины. 121

Лекция №38. Обмен энергии. Терморегуляция. 126

Лекция №39. Общая морфология и функциональная характеристика процесса выделения. Анатомия органов мочевой системы. 128

Лекция №40. Физиология выделения. 131

Лекция №41. Мужская половая система. 133

Лекция №42. Женская половая система. 136

Лекция №43. Лимфатическая система. 140

Лекция №44. Иммунитет, органы иммунной системы. 142

Лекция №45. Психическая деятельность – физиологическая основа психо – социальных потребностей. Условные рефлексы, виды. Типы ВНД. Формы психической деятельности. 146

Лекция №46. Сознание, память, физиология сна. 150

Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии»

Читать еще:  Как выправить осанку

Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия – наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne– рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов. Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой. На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия. В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов. При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями. Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных. С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия.

Методы анатомии:

1. рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.

2. наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом – макроскопическая анатомия

3. изучение с помощью микроскопа – микроскопическая анатомия

4. с помощью технических средств (рентген-лучи, эндоскопия)

5. метод инъекции красящих веществ в органы

6. метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами )

Физиология – экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.

Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).

Разделы физиологии:

2. возрастная (геронтология)

3. физиология труда

4. физиология спорта

5. физиология питания

6. физиология экстремальных условий

Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение. Эксперимент (опыт) может быть острым , хроническим и без оперативного вмешательства.

1. Острый – вивексия (живосечение) – Гарвей 1628 год. От руки экспериментаторов гибло около 200 млн. подопытных животных.

2. Хронический – Басов 1842 год – длительное время изучают функцию организма. Впервые выполнен на собаке (желудочная фистула).

3. Без оперативного вмешательства – 20 век – регистрация электрических потенциалов работающих органов. Получение информации одновременно от многих органов.

Указанные разделы изучают здорового человека – нормальная анатомия и физиология.

Человек – биосоциальное существо. Организм – биологическая система, наделенная разумом. Человеку присущи закономерности жизни (самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция). Эти закономерности реализуются с помощью процессов обмена веществ и энергии, раздражимости, наследственности и гомеостаза – относительно динамическое постоянство внутренней среды организма. Организм человека является многоуровневым:

Взаимосвязь в организме достигается путем нервной и гуморальной регуляции. У человека постоянно возникают новые потребности. Способы их удовлетворения: самоудовлетворение или с посторонней помощью.

Механизмы самоудовлетворения:

· врожденные (изменение метаболизма, работа внутренних органов)

· приобретенные (сознательное поведение, психические реакции)

Структуры удовлетворения потребностей:

1. исполнительные (дыхательная, пищеварительная, выделительная)

2. регуляторные (нервная и эндокринная)

Тело человека делят на части:

Система органов – группа органов, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Органы располагаются в полостях, заполненных жидкостью. Они сообщаются с внешней средой. Совокупность анатомических терминов, определяющих положение органов в теле и их направление – анатомическая номенклатура.

В теле человека условно проводят линии и плоскости:

1. фронтальная (параллельно линии лба)

2. сагиттальная (перпендикулярная линии лба)

3. медиальная (проходит через середину тела)

Органы характеризуют по отношению к осям и плоскостям:

1. проксимальный (верхний)

2. дистальный (нижний)

3. вентральный (задний)

4. дорсальный (задняя, спинная)

5. медиальный (ближе к срединной линии)

6. латеральный (дальше от срединной линии)

· брахиморфное – невысокие и широкие люди, сердце большое, легкие широкие, диафрагма стоит высоко

· долихоморфное – длинные кости, сердце стоит вертикально, легкие длинные, диафрагма расположена низко

Врачевание возникло раньше, чем появились первые сведения о строении тела человека и животных. В древние времена вскрытие животных производилось при жертвоприношениях и приготовлении пищи, вскрытие человека при бальзамировании. Медицина в античной Греции достигла небывалых успехов для того времени. Впервые точные сведения о строении тела появились у врача и философа Гиппократа. Аристотель впервые назвал сердце главным органом, приводящим в движение кровь. Большое значение на развитие медицины и анатомии имела Александрийская школа, т.к. ее врачам разрешалось вскрывать трупы с научной целью. К началу нашей эры была подготовлена почва для развития медицины.

Клавдий Гален создал первую теорию кровообращения: печень – центральный кроветворный орган, а сердце – главный циркулятор в организме. В странах запада и востока господствовали религиозные запреты, которые тормозили развитие медицины. Абу – Али – Ибн — Сина (Авиценна) — таджикский ученый – собрал все известные сведения о медицине того времени в книгу «Введение в анатомию и физиологию». Выделились специальные школы во Франции и Италии. Основоположником современной анатомии считают бельгийского ученого того времени Андреаса Везалия (1514 – 1564). Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека». Дедушкой анатомии считают Гиппократа. Сервет и Гарвей опровергнули теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, Гарвей – большой. Для утверждения данных теорий важное значение имело открытие Мальпиги капилляров (1661). Азелио описал лимфатические сосуды в брыжейке собаки. Очень важным для развития физиологии явилось открытие в 1 половине 18 века рефлекса французским физиологом Рене Декартом и теория Дарвина о том, что организмы развиваются в процессе эволюции под действием борьбы за существование, естественного отбора и наследственности. В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных… В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основатель первой анатомической школы – Загорский, его ученик – Буяльский – профессор кафедры анатомии – предложили метод бальзамирования трупов. Основоположник топографической анатомии – Пирогов Н.И. – разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова, Бехтерева, Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.

Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы. Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко. Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Иосифова, Стефаниса, Жданова.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов – процесс торможения, 1862 год). В начале 20 века И.П.Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах. Посников открыл причины смерти на органном уровне. Клод Бернар – о внутренней среде организма (pH)., Овсянников – с/с центр, Сеченов – перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга, Введенский – регистрация биопотенциалов, парабиоз. 1889 год – Лунин – открытие витаминов, Анохин – функциональные системы.

Огромны заслуги Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения. Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии. В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники. Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография, электроэнцефалография).

|следующая лекция ==>
Тезисы лекции М.В.Изотова на Первой конференции фокусников Беларуси в г. Минске 28 июля 2013 года|Во­прос 1. Ана­то­мия как нау­ка

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 5995 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Анатомия человека

Спортсмены и люди, которые всерьез занялись своим телом, должны знать основы анатомии человека. Неправильные занятия спортом могут приводить к травмам, обострениям хронических заболеваний, поэтому важно разбираться в физиологии человеческого организма.

Тело человека состоит из скелета, мышц, внутренних органов и покрыто защитной оболочкой, по совместительству являющейся самым большим органом – кожей. Кости и мягкая ткань постоянно обновляются, в этом им помогает кровеносная и лимфатическая системы, кроме того, все ткани пронизаны нейронной сетью, которая чутко отслеживает текущее состояние организма и регулирует все процессы.

Мышцы

Строение опорно-двигательной системы человека невозможно подробно рассмотреть без ознакомления с расположением мышц. Благодаря мышечной ткани тело человека приводится в действие. Анатомия подробно рассказывает о строении, видах, функциях мышц, в статье мы постараемся упомянуть необходимые для спортсменов издержки.

Мышцы бывают длинными, короткими и широкими. Также их делят на сгибающие, разгибающие, отводящие, приводящие и вращательные.

Основные группы мышц:

  • живота;
  • спины;
  • груди;
  • нижних конечностей (ноги);
  • верхних конечностей (руки);
  • тазового пояса (ягодицы);
  • плечевого пояса (плечи и шея).

Структура мышц – поперечно-полосатые мышечные волокна. Внутри мускула находится связка, которую он, сокращаясь, приводит в действие.

Мышцы человека, благодаря своей анатомии, могут менять свой объем и трудоспособность. Регулярные силовые тренировки помогают набрать массу и развить силу мускулов, а аэробика позволяет увеличить выносливость. Сочетание аэробных и анаэробных нагрузок положительно сказывается на общем состоянии организма.

Начинать рассматривать строение человека разумнее изучения скелета. При рождении у ребенка можно насчитать около 270 костей, по составу и структуре больше напоминающих хрящи, с течением времени некоторые из них срастаются. Например, у взрослых может быть неодинаковое количество позвонков, хотя это никак не сказывается на работоспособности позвоночника. Достигая возраста 20 лет, в среднем человек имеет 206 костей.

Костная ткань очень легка, но благодаря своей анатомии и строению выдерживает невероятные нагрузки, в ее основе два простых компонента – коллаген и гидроксиапатит. Загадка прочности костей заключается необычной структуре. Складываясь в упорядоченные цепочки, молекулы белка и минерала образуют прочную, легкую материю – кость, которая выполняет опорно-механическую, защитную функцию. Между собой кости соединяются межпозвоночными дисками или суставами, состоящими из белковой ткани.

К сожалению, при неправильной программе занятий и неполноценном питании кости и суставы могут безвозвратно износиться. Самой главной опасностью для костей становится вымывание кальция, которое происходит при злоупотреблении чаем, кофе, сладостями и солеными продуктами. Для суставов губительными становятся недостаток жидкости, белков, несоблюдение техники выполнения упражнений.

Спортсмены также должны досконально знать строение позвоночника. От того, насколько здорова спина, зависит общее самочувствие человека.

Позвоночник насчитывает 5 отделов:

Внутри позвоночника, начиная от поясничного отдела вверх до черепа, пролегает спинной мозг, через крестцовый и копчиковый отдел пролегают корешки спинномозговых каналов. Даже незначительные повреждения любых отделов могут спровоцировать серьезные последствия – от временной недееспособности до пожизненной инвалидности.

Важно не перетруждать спину и стараться не допускать ситуаций, в которых возможно нарушение анатомии: смещение межпозвоночных дисков, ушибы, переломы позвоночника.

Органы

Внутренние органы человека – органы, анатомия которых предполагает расположение внутри тела, например, в брюшной полости или в черепе.

Органы человека:

  • сенсорные органы (глаза, нос, язык, уши);
  • сердце;
  • спинной и головной мозг;
  • легкие;
  • тимус;
  • щитовидная и паращитовидная железы;
  • гипофиз;
  • надпочечники;
  • червеобразный отросток;
  • пищевод и желудок;
  • почки;
  • печень;
  • кишечник;
  • желчный пузырь;
  • двенадцатиперстная кишка;
  • мочевой пузырь;
  • селезенка;
  • поджелудочная железа;
  • мочевой пузырь;
  • яичники и матка – женские половые органы;
  • яички и простата – мужские половые органы.

Все мы знаем, что анатомия человека предопределена, у него есть генетические задатки, например, цвет глаз полностью зависит от набора генов, которые передают нам биологические родители. Так же дела обстоят и с органами человека – физиология позволяет значительно развить те или иные возможности. Для примера можно разобрать пластичность нервной системы: несмотря на генетические данные, регулярными умственными тренировками можно развить усидчивость и сообразительность, при помощи психологической терапии можно избавиться от страхов. Таким же образом внутренние органы подстраиваются под образ жизни человека.

Мы не будем подробно рассматривать строение и функции всех органов, остановимся детальнее на анатомии и строении сердца, легких, пищеварительной системы (кишечник, желудок).

Сердце – мышца, которую так же, как и бицепс, можно и нужно тренировать. Анатомия человека подразумевает такую замечательную возможность, благодаря которой можно увеличивать выносливость организма. Когда человек постоянно занимается бегом, ходит в походы, плавает, сердечная мышца укрепляется.

При правильном подходе к занятиям можно увеличить объем легких. Чем быстрее расходуется энергия, тем большее количество кислорода необходимо организму. Анатомия и строение легких позволяет увеличить их объем при планомерных аэробных нагрузках.

Пищеварительная система условно делится на три отдела:

От получаемой пищи и качества ее переработки зависит состав и функции крови, которая разносит питательные вещества к другим органам, мышцам, скелету. Кстати, частая причина воспаления лимфоузлов – регулярное неправильное питание. Лимфатический узел воспаляется при сниженном иммунитете, а самой распространенной причиной является именно плохой рацион.

Советы спортсменам

При подборе упражнений следует учитывать основу – анатомию человека. Ноги, руки и спина чаще всего страдают от неправильных тренировок, начинающие спортсмены регулярно повреждают различные части тела.

Важно также следить за питанием и режимом тренировок, ни в коем случае нельзя перетруждать себя. Наука об анатомии человека позволяет людям, занимающимся спортом, делать занятия не только безопасными, но и полезными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector