0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заболевания не характерные для детского возраста

Детские болезни: полный и подробный список

Как бы родители ни старались уберечь малыша, различные детские болезни встречаются часто и преследуют почти всех детей. Ребенок может заболеть практически любой взрослой болезнью, некоторые патологии встречаются только у детей, существуют редкие или врожденные проблемы, но сегодня мы поговорим о наиболее распространенных детских заболеваниях.

Особенности развития иммунитета: почему он «пропускает» болезни

Иммунитет у ребенка начинает формироваться еще внутриутробно, процесс продолжается до подросткового возраста. На разных этапах развития иммунной системы дети более подвержены определенным заболеваниям.

Периоды развития иммунной системы:

  1. С рождения до 28 дня жизни – организм малыша надежно защищен материнскими антителами. Но его иммунная система находится на начальном этапе формирования, поэтому еще в роддоме малыши часто подхватывают вирусные и бактериальные заболевания.
  2. 3-6 месяцев – материнские антитела постепенно разрушаются, преобладает первичный иммунитет. Частые простуды, респираторные заболевания, воспалительные процессы в органах дыхания, вирусные и кишечные инфекции – основная проблема этого периода, болезни часто протекают тяжело, могут повторяться многократно, поскольку иммунная память еще не сформирована. В этом возрасте начинают проявляться и первые аллергические реакции.
  3. 2-3 года – в организме по-прежнему преобладает первичный иммунитет, выработка антител находится в незрелом состоянии. На смену вирусным инфекциям приходят бактериальные заболевания, часто возникают и глистные инвазии.
  4. 6-7 лет – в памяти иммунной системы накапливается достаточное количество антител, грипп и простуда беспокоят ребенка реже. Но увеличивается риск развития аллергии, проблем с желудочно-кишечным трактом, могут появиться первые признаки ожирения.
  5. Пубертатный возраст – гормональная перестройка, активный рост, уменьшение лимфоидных органов приводит к частому обострению хронических патологий. Наиболее часто возникают проблемы с пищеварительной, сердечной системой, у многих подростков начинают формироваться вредные привычки, что негативно отражается на иммунитете.

Более крепкий иммунитет наблюдается у детей, которых приложили к груди сразу после рождения, искусственники всегда болеют чаще малышей на естественном вскармливании.

Инфекционные патологии

В возрасте 1-5 месяцев различные вирусные болезни диагностируют у деток редко, поскольку в этот период они, по сути, живут за счет иммунитета мамы. Но после полугода риск инфекционных болезней резко возрастает, усугубляет ситуацию прорезывание зубов.

10 детских болезней, которые должны уметь отличать все родители

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Часто при первых признаках ОРВИ многие мамы начинают использовать для лечения малыша противопростудные лекарства и медикаменты, понижающие температуру, не задумываясь, что за признаками обычной простуды маскируются и более серьезные заболевания. Чтобы защитить здоровье ребенка, нужно вовремя обратить внимание на симптомы.

Поэтому AdMe.ru решил объяснить, как быстро распознать у ребенка серьезную болезнь и выбрать правильное лечение.

Ангина

Cимптомы обычной простуды:

  • болит горло;
  • повышенная температура.

Отличительные симптомы:

  • увеличение миндалин;
  • белый налет на языке и в ротовой полости;
  • болят глаза;
  • температура выше 37,5 °C;
  • ломота всего тела и общая слабость;
  • очень больно глотать.

У ребенка болит горло, повышается температура — это, казалось бы, обычная простуда. Однако эти симптомы могут быть первыми предвестниками ангины. Будьте внимательны, так как ангина опасна своими серьезными осложнениями. Стрептококк — возбудитель этого заболевания — часто поражает сердце и почки. Во избежание осложнений врачи назначают антибиотики с первого дня болезни, и отказываться от них не стоит.

Ротавирусная инфекция

Cимптомы обычной простуды:

  • болит горло;
  • повышенная температура;
  • ухудшение самочувствия;
  • насморк.

Отличительные симптомы:

Это заболевание сочетает в себе симптомы простуды и кишечного расстройства. Им можно заразиться при контакте с больным человеком или при употреблении инфицированной пищи или воды. В результате поноса и рвоты организм теряет много жидкости и наступает обезвоживание — главная опасность данной инфекции. Поэтому первая задача родителей — отпаивать ребенка, но делать это грамотно: по 1 ч. л. каждые 3–5 минут, и лучше всего глюкозно-солевым раствором.

Читать еще:  Анатомия височно челюстного сустава

Коклюш

Cимптомы обычной простуды:

  • сухой кашель;
  • повышенная температура;
  • насморк.

Отличительные симптомы:

  • сильный кашель с характерным свистом;
  • рвота.

Не каждый врач может распознать коклюш на ранней стадии, а лечение ребенка противопростудными лекарствами вначале даже может дать эффект. Однако через некоторое время может появиться надрывный кашель, который и является первым симптомом этого заболевания. Приступ кашля может заканчиваться рвотой. Не стоит ждать, лучше сразу вызвать врача или поехать в больницу, потому что подтвердить точный диагноз можно только с помощью мазка из зева.

Скарлатина

Cимптомы обычной простуды:

  • боль в горле;
  • повышенная температура;
  • слабость.

Отличительные симптомы:

Скарлатиной болеют в основном малыши. Через сутки после начала заболевания на теле ребенка появляется мелкая красная сыпь. Отличительная особенность скарлатины в том, что высыпания не затрагивают нос и кожу возле губ. Чтобы болезнь не дала осложнений на внутренние органы, врачи часто назначают антибиотики, как и в случае с ангиной.

Астма

Cимптомы обычной простуды:

Отличительные симптомы:

  • одышка;
  • свистящий звук, исходящий из легких.

Помимо вирусных и инфекционных заболеваний кашель может быть и при бронхиальной астме. Астма — это наследственная болезнь, поэтому если в вашей семье есть астматики или аллергики, следует быть внимательным. При астме нередки приступы удушья, которые возникают, когда ребенок заболевает ОРВИ, сталкивается с аллергеном, смеется или плачет. Астма — хроническое заболевание, но при правильном лечении можно надолго забыть о болезни. Обострение способно наступить в любой момент, чтобы этого не произошло, нужно принимать антигистаминные препараты, прописанные врачом.

Полиомиелит

Cимптомы обычной простуды:

  • слабость;
  • повышенная температура;
  • ухудшение самочувствия.

Отличительные симптомы:

  • боли в ногах и руках;
  • потеря ориентации в пространстве.

Полиомиелит — серьезное заболевание, поражающее спинной мозг и вызывающее параличи различной степени выраженности. Часто диагноз ставят не сразу и лечат ребенка от ОРВИ. Лишь когда ребенок начинает жаловаться на боли в ногах и руках и нарушение движений, перестает ориентироваться в пространстве, можно заподозрить серьезное заболевание. Точно выявить полиомиелит можно только после специального серологического исследования крови на антитела. После перенесенной болезни ребенку предстоит длительная реабилитация, однако восстановить способность нормально двигаться не удается.

Туберкулез

Cимптомы обычной простуды:

  • сухой кашель;
  • першение в горле;
  • повышенная температура;
  • плохой аппетит;
  • утомляемость и недомогание.

Отличительные симптомы:

  • сильный кашель с мокротой;
  • нарастание слабости;
  • бледная кожа;
  • судороги при кашле.

В начале болезни туберкулез легко перепутать с простудой. Но есть важное отличие: при обычных вирусных инфекциях симптомы проходят за несколько дней, но при туберкулезе болезнь развивается. Кожа бледнеет, а температура держится длительное время. Важно обратить внимание на кашель — при туберкулезе он особенный: выраженный, глухой с металлическим «звучанием», может сопровождаться судорогами. В случае подозрения на туберкулез необходима консультация фтизиатра и рентгенотомография легких.

Ложный круп

Cимптомы обычной простуды:

  • слабость;
  • повышенная температура;
  • ухудшение самочувствия.

Отличительные симптомы:

Круп может начаться на фоне простудного заболевания. Когда ребенок подхватывает ОРВИ, вирус попадает сначала в верхние дыхательные пути, а затем он может спуститься и осесть в гортани, образуя отек. Отек сжимает гортань, у ребенка начинается сильный кашель, похожий на лай собаки, появляется осиплость голоса и шумное дыхание. Если вы подозреваете ложный круп, немедленно вызывайте скорую помощь. Эта болезнь чревата летальным исходом: если ребенку вовремя не помочь, дыхательные пути блокируются и есть вероятность задохнуться. Самое ужасное в том, ложный круп очень быстро прогрессирует.

Cимптомы обычной простуды:

  • слабость;
  • заложенность носа;
  • боль в горле;
  • повышенная температура;
  • боль в суставах.

Отличительные симптомы:

  • белые пятна на слизистой оболочке щек;
  • высыпания на теле.

Корь — острое инфекционное вирусное заболевание. На начальных этапах болезни корь и грипп сложно различить. Однако при кори есть специфические изменения в слизистой рта: белые пятна на слизистой оболочке щек. Уже через несколько дней могут появиться характерные высыпания, по которым можно точно определить болезнь. С целью недопущения распространения инфекции важна изоляция заболевшего ребенка. Корь опасна своими осложнениями, поэтому стоит быть очень внимательными в начале болезни.

Краснуха

Cимптомы обычной простуды:

  • насморк;
  • боль в горле;
  • повышенная температура.

Отличительные симптомы:

Краснуха — острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом, который причиняет вред иммунной системе и всем внутренним органам и системам. Важный симптом краснухи — сыпь, которая появляется на 3-й день после заражения. В начале болезни она локализуется вокруг ушей, передней части шеи, щек, носогубного треугольника, но никогда не проявляется на ладонях и коже ступней ног. Точно определить заболевание поможет анализ сыпи, крови и мочи.

Берегите вашего ребенка и будьте внимательны к симптомам во время болезни.

Возрастные особенности заболевания детей

Особенности заболевания в различные периоды детства стоят в прямой зависимости от анатомо-физиологических особенностей организма ребенка. Чем меньше возраст, тем больше отличий в его заболеваниях от заболеваний взрослых. Максимум различий имеется в течении патологических процессов у новорожденного. По мере роста и развития организма клинически проявления того или иного заболевания изменяются, приближаясь по проявлениям и течению к заболеваниям взрослых, к 18—20 годам полностью стирается грань между юношеским и взрослым организмом.

Кроме возрастных особенностей, очень важное значение в возникновении и течении заболеваний у детей имеют, конечно, и условия внешней среды, в которой растет и развивается ребенок. Новорожденный находится в условиях малого контакта с окружающими, самостоятельно не движется, и воздействия факторов внешней среды значительно ограничены.

По мере роста и развития детей, функционального совершенствования их организма и большего контакта с окружающей средой умножаются и усложняются внешние факторы, воздействующие на организм ребенка. В связи с этим увеличивается и число причин возникновения заболеваний. Можно так охарактеризовать особенности заболеваний у детей в различные возрастные периоды.

I. Период новорожденности характеризуется наличием: заболеваний, возникающих внутриутробно (наследственные и врожденные заболевания), повреждений во время родов, заболеваний, развивающихся после рождения ребенка. Особенностью течения заболеваний последней группы является выраженная общая реакция организма, которая преобладает над признаками поражения отдельных органов и систем, что стоит в зависимости от малой дифференцированности тканей организма новорожденного и их несовершенной функции. В первую очередь это относится к несовершенству центральной нервной системы.

II. В грудном возрасте превалируют заболевания наиболее функционально напряженных систем пищеварения, дыхания и, в частности, их начального отдела — полости рта.

III. В ясельном и дошкольном возрасте наиболее часто возникают острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш и др.). Это в значительной мере объясняется большей возможностью контакта с инфекцией. Более отчетливо выступают уже симптомы поражения отдельных органов. В этом периоде наиболее ярко проявляются диатезы (экссудативный), ранние формы туберкулеза, поражения носоглотки (аденоидные разрастания), заболевания зубочелюстной системы. Выявляются признаки эндокринных сдвигов.

IV. В школьном возрасте чаще встречаются заболевания почек, печени, сердечнососудистой системы, ревматизм, локальные формы туберкулеза. В этой краткой и общей характеристике заболеваний у детей видно, что в каждом возрастном периоде имеются свои особенности, которые необходимо учитывать при предупреждении, распознавании и лечении тех или иных стоматологических заболеваний.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

Головной мозг У детей раннего периода жизни вес головного мозга может колебаться в довольно широких индивидуальных пределах. У новорожденных вес его относительно велик и в среднем равен 350— 380 г, т. е. около 1/10 веса тела, у ребенка конца 1-го года жизни — около 900 г, т. е. приблизительно 1/12, в возрасте 10 лет —…

Важной особенностью сердечнососудистой системы является несоответствие между нарастанием емкости полостей сердца и увеличением просвета сосудов. Сердце Между весом тела ребенка и весом его сердца существуют определенные возрастные соотношения, отражающиеся и на функциональных особенностях сердечнососудистой системы у детей разного возраста. У новорожденных сердце относительно больше и составляет около 0,8% веса тела ребенка. В течение первых месяцев…

Пищевод у детей раннего возраста имеет несколько воронкообразную форму, слизистая его нежна, богата сосудами. Мышечный слой, эластичная ткань и слизистые железы развиты недостаточно. Длина пищевода у новорожденного около 10 см, к концу 1-го года — 12 см, в возрасте 5 лет— 16 см, в 10 лет — 18 см, в 15 лет — 19 см…

Из других анатомических особенностей кишечника надо отметить относительно длинную flexura sigmoidea, что имеет известное этиологическое значение в отношении сравнительно частых привычных запоров у детей (А. Ф. Тур). Прямая кишка в раннем возрасте также относительно длиннее, чем у взрослых. Особенностями этого отдела кишечника надо считать и слабую фиксацию слизистой и подслизистой оболочек и недостаточное развитие мышечного…

Новорожденный в первые часы и дни жизни выделяет так называемый первородный кал, или меконий, в виде густой вязкой массы темно-оливкового цвета. Нормальные испражнения здорового грудного ребенка, вскармливаемого грудью, имеют золотисто-желтую окраску, кислую реакцию и несколько кисловатый ароматический запах. При искусственном вскармливании окраска стула бывает более светло-желтого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, реакция приближается к нейтральной,…

Самые распространенные болезни детей школьного возраста

Школьная пора одна из самых запоминающихся ступеней жизни человека. Первые знания, учителя, вечеринки, первое осознание самостоятельности и ответственности. В то же время школа – это период когда родителям стоит более пристально следить за состоянием здоровья детей. К сожалению около 30% школьников помимо знаний приобретают различные заболевания: кариес, заболевания сердечно — сосудистых и пищеварительных систем, ухудшение зрения и слуха, сколиоз, гастрит и список можно продолжать еще долго. И это помимо учета наследственности, экологии, образа жизни.

Читать еще:  Видео гимнастика для исправления осанки и упражнения для спины

Рассмотрим наиболее распространенные «школьные» болезни.

Невроз

Одним из самых распространенных заболеваний детей школьного возраста является невроз – невротическое расстройство. В основе заболевания – стресс, конфликты. Одно только это способно создать благодатную почву для развития негативных психических и физических симптомов, таких как заниженная самооценка, конфликты с внешним миром, эмоциональное неблагополучие, боли в животе, сердце, нарушение аппетита, сна, вегетативные нарушения и прочее.

По данным Министерства образования, за последние 50 лет учебная нагрузка на детей за месяц увеличилась на 100%. В то время как согласно нормам домашние задания обязаны даваться с учетом выполнения их за определенное время. Например, в первом классе на выполнение заданий дается час, во втором — до 1,5 часов, в третьем и четвертом — до 2-х часов. Прибавьте сюда дополнительные занятия во внешкольное время: музыка, уроки рисования, спортивные секции, иностранные языки и получается колоссальная нагрузка на детскую, еще неустойчивую, психику и растущий организм, требующий соответствующий возрасту режим дня, с отведением достаточного количества времени для сна, прогулок и физической активности.

ЛОР-заболевания

ЛОР — заболевания все стремительнее прогрессируют среди населения, причем особенно среди детей. Для сравнения: в середине ХХ века аденоиды встречались у 4-16% детей, сегодня данная патология встречается более чем у 37% детей. Поэтому родителям решившим отдать ребенка в школу необходимо следить за процессом протекания ОРВИ, ОРЗ. Если в период адаптации частые простуды проходят без осложнений, значит, иммунитет строит свою защиту и в дальнейшем заболевания станут редкими. Если же и без того частые простуды приводят к осложнениям и перетеканию в более тяжелые состояния, стоит задуматься и отложить начало школьной жизни на некоторый срок.

Близорукость

Развитие близорукости так же в большинстве случаев, берет начало на школьной скамье, особенно, если имеется соответствующая наследственность. Школьники далеко не все и не всегда успевают делать уроки днем, в том числе и по причине дополнительных занятий. Поэтому приходиться справляться с заданиями при электрическом, искусственном свете, что приводит к перенапряжению глаз. А еще прибавим сюда телевизор и компьютер в качестве поощрения за положительные результаты в отметках и поведении. Поэтому стоит создать максимально возможное благоприятное освещение в школе и дома, обеспечить комфортное место для подготовки уроков и приучить ребенка выполнять гимнастику для глаз.

Сколиоз

Сколиоз у учеников развивается, как правило, из-за мебели, которая приобретается исходя из количества, а не качества. И дети вынуждены приспосабливаться к стандартной высоте и структуре, плюс ко всему они вынуждены находиться практически в одной позе длительное время, перемены короткие, часы физической культуры сведены к минимуму, а зарядку в течение урока проводят далеко не все учителя. Стоит постараться внушить ребенку, что правильная осанка – это красиво. Возможно, некоторым тут помогут танцы. К тому же, когда спина согнута, организму недостает кислорода, снижается общее самочувствие.

Гастрит

Почему школьники часто страдают гастритом? Одна из основных причин – нерегулярное питание. Плюс ко всему само качество пищи, предоставляемое для школьного питания, зачастую оставляет желать лучшего. Деньги, которые родители дают на питание отправляются в копилку или же тратятся на такие «изыски» современности как кола и чипсы, на состав которых даже смотреть страшно. Не стоит игнорировать такие поступки ребенка. Старайтесь домашний рацион питания ребенка делать полезным и разнообразным, а в школу давать, изготовленные дома бутерброды с овощами, фрукты, сухофрукты, орехи, йогурты, сыр.

Разделите школьную ответственность вместе с вашим ребенком, ему одному она еще не под силу. Помогите ребенку наиболее комфортно влиться в новую для него жизнь.

БОЛЕЗНИ ДЕТСКИЕ

Расстановка ударений: БОЛЕ`ЗНИ ДЕ`ТСКИЕ

БОЛЕЗНИ ДЕТСКИЕ — заболевания, встречающиеся только или преимущественно в детском возрасте. Выделение Б. д. в самостоятельную группу определяется особенностями детского организма, к-рые обусловливают своеобразную реакцию ребёнка на внешние воздействия (температурные влияния, нарушения режима и др.) и внутренние факторы, связанные с развитием органов систем организма ребёнка и их свойствами.

Для новорождённого наиболее частыми заболеваниями являются родовые травмы (кровоизлияния в мозг, переломы ключицы и др.), пороки развития (непроходимость кишечника, врождённые пороки сердца и др.), гнойные заболевания пупка и гнойничковые поражения кожи (пиодермия).

В грудном возрасте (до 1 — 1 1/2 лет) происходит особенно быстрый рост ребёнка, для этого периода характерна относительно большая потребность в пище. Секреция и ферменты желудочно-кишечного тракта ещё недостаточны, приспособляемость к перемене пищи ограничена, поэтому наиболее частыми заболеваниями являются расстройства пищеварения (диспепсии) и питания (гипотрофии), а также нек-рые виды витаминной недостаточности (рахит). Часто встречаются и заболевания дыхательных путей (грипп, катары верхних дыхательных путей, пневмонии).

У детей раннего возраста (от 1 года до 3 — 4 лет) наиболее часты детские инфекционные заболевания — корь, ветряная оспа, скарлатина, дифтерия, коклюш, свинка, дизентерия. Нередки грипп, эпидемич. гепатит, полиомиелит. Это объясняется лёгкой передачей инфекций и большим общением детей с окружающей средой. Туберкулёз чаще проявляется в виде туберкулёзной интоксикации.

Дети дошкольного возраста (от 3 — 4 до 7 лет) также часто болеют инфекционными заболеваниями, но у них они обычно протекают легче и дают меньше осложнений.

В школьном возрасте (от 7 — 8 до 17 — 18 лет) продолжается дальнейшее развитие органов и систем, заканчивается формирование скелета, укрепляется мускулатура. Преподаватели и школьные врачи должны внимательно следить за осанкой ребёнка, так как неправильное положение корпуса за партой может привести к искривлению позвоночника — сколиозу. Среди заболеваний данного возрастного периода инфекционные oзанимают ещё большое место, но они наблюдаются реже. В возрасте 12 — 16 лет происходит перестройка эндокринного аппарата: усиливается функция половых желёз и щитовидной железы (см. Внутренняя секреция). У детей этого возраста может иметь место нек-рое нарушение нейро-эндокринного равновесия, к-рое проявляется в неровном поведении, легко возникающих неврозах повышенной потливости, снижении мышечного тонуса. Школьники значительно чаще болеют ревматизмом, хотя нередко это заболевание наблюдается и в дошкольном возрасте. У детей ревматизм в ряде случаев вызывает тяжёлые поражения сердца и приводит к инвалидности. В некоторых случаях ревматический процесс поражает нервную систему, нарушается координация движения (см. Гиперкинезы), дети становятся неаккуратными, раздражительными, плохо учатся.

Заболевания, особенно частые и хронические, в той или иной степени отражаются на развитии ребёнка. Дети, болеющие хронич. пневмонией, ревматизмом, туберкулёзом, нередко отстают в физич. развитии. Заболевания оказывают влияние и на психику ребёнка. Подростки при наличии нейро-эндокринных сдвигов становятся раздражительными, плаксивыми. При длительных тяжёлых заболеваниях дети нередко угнетены, тяжело переживают отставание в учёбе, невозможность заниматься спортом, участвовать в общих играх. Такие дети требуют особенно чуткого и внимательного отношения родителей и педагогов. При постоянном наблюдении за ребёнком можно раньше заметить изменение его состояния, выявить ранние признаки осложнений после заболеваний и т. д.

Для больных детей первостепенное значение имеет соблюдение режима и правил гигиены (чистота помещения, белья, проветривание комнаты), уход, полноценное, богатое витаминами питание, соответствующее возрасту и характеру заболевания. У ребёнка следует поддерживать уверенность в благоприятном исходе болезни, в то же время надо объяснить серьёзность заболевания и требовательно добиваться выполнения назначенного режима и лечения. В периоде выздоровления часы бодрствования ребёнка по согласованию с врачом заполняются играми, чтением, отводится время на занятия. Для детей с нек-рыми хронич. заболеваниями уч. занятия часто организуются на дому. При этом важное значение имеет правильное сочетание лечебных мероприятий, занятий и отдыха. В старшем возрасте важен вопрос выбора профессии; детям с тяжёлыми пороками сердца, инфекционным неспецифич. полиартритом и др. хронич. заболеваниями серьёзную помощь в этом должны оказать врач и педагог.

Осн. мерами профилактики детских заболеваний являются правильный уход за ребёнком, рациональное питание, закаливание ребёнка, начинать к-рое следует с первых лет жизни (см. Закаливание организма), занятия физкультурой и спортом, своевременное проведение профилактич. прививок.

Широко проводимая в СССР профилактическая и лечебная работа среди дет. населения позволила значительно снизить заболеваемость и смертность детей. В группе детей первого года жизни смертность снизилась с 273 на 1000 родившихся в 1913 до 45 на 1000 родившихся в 1957. В последующие годы (1958 — 59) произошло дальнейшее снижение детской смертности, к-рая за этот период составила 40,6 на 1000 родившихся, а в первом полугодии 1960 снизилась до 36. В результате проведения профилактич. прививок и правильной организации лечебной помощи резко снизилась заболеваемость дифтерией, туберкулёзом, полиомиелитом. Большое количество детских больниц и поликлиник обеспечивает необходимое лечение всех больных детей. За последние годы особенно быстро увеличивается число детских санаториев и лесных школ для детей, больных ревматизмом, хронич. пневмониями, туберкулёзом, в к-рых наряду с лечением дети имеют возможность продолжать учёбу.

Лит.: Маслов М. С., Учебник детских болезней. 6 изд., [Л.], 1953; Доброхотова А. И., Болезни детского возраста, 2 изд., М., 1951; Воловик А. В., Болезни сердца у детей, 2 изд., [Л.], 1952; Похитонова М. П., Клиника, терапия и профилактика туберкулеза у детей, М., 1952; Сухарева М. Е., Неизбежны ли детские болезни?, «Здоровье», 1960, № 10; Гурвич Б. И., Ревматизм у детей, М., 1960; Лебедев Д. Д., Долго полова А. В., Хронический тонзилит у детей, М., 1961; Тур А. Ф., Дальнейшее снижение ранней детской заболеваемости и смертности — основная задача детских врачей и акушеров, «Педиатрия». 1961, № 3. Л. П. Гаврюшова. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Профессиональный детский праздник на сайте.

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Детские инфекционные заболевания — это большая группа болезней инфекционной природы, которые возникают в детском возрасте человека, характеризующиеся возможностью эпидемического распространения преимущественно аэрогенным способом.

Читать еще:  Как выглядит оборудование используемое при блокаде позвоночника

Детские инфекционные заболевания выделяются в отдельную группу, так как особенности детского организма предопределяют и особенности их лечения.

Детские инфекционные заболевания: классификация

Существует несколько классификаций инфекционных заболеваний у детей, но мы выбрали одну из самых понятных и простых. Эта группа патологий делится на:

1. Инфекционные болезни кишечника у детей.

Характеризуется локализацией чужеродных агентов в кишечнике ребенка. К этому виду патологий относятся: полиомиелит, эшерихиоз, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм.

2. Инфекционные заболевания дыхательных путей у детей.

Характеризуются локализацией чужеродных агентов в органах дыхания (бронхах, трахеи, гортани, легких. ). Это такие заболевания, как скарлатина, ангина, грипп, ОРВИ.

3. Инфекционные заболевания крови у детей.

Эти болезни передаются с помощью насекомых (трансмиссионным путем) и возбудители в этом случае находятся в крови. К таким болезням относятся: арбовирусные энцефалиты, риккетсиозы, туляремия.

4. Инфекционные заболевания наружных покровов у детей.

К ним относятся: бешенство, столбняк, трахома.

Детские инфекционные заболевания: причины

Самой основной причиной инфекционных заболеваний у детей является их контакт с инфицированным человеком. Путь заражения, как правило, воздушно-капельный. Причем заразно все: слюна, распространяющая при кашле и даже при разговоре, бронхиальная и носоглоточная слизь — все это является угрозой заражения ребенка.

Нужно сказать, что иммунитет ребенка формируется в 5 этапов. Самыми серьезными являются 1 и 2 этапы, которые длятся до 1.5 лет. Именно в этот момент ребенка «защищают» только материнские антитела, которые потом исчезают. Именно в этот момент необходимо особое внимание уделять гигиене ребенка.

Начиная с 2-ух лет, у детей начинается бурное формирование механизмов иммунитета, которое продолжается, практически, до 16-тилетнего возраста.

Исходя из сказанного можно сделать простой вывод: причины детских инфекционных заболеваний в заключаются в еще слабой иммунной системе ребенка, в том, что она только формирует свои механизмы действия.

С другой стороны, нужно понимать, что если ребенок будет расти в стерильных условиях, то у него никогда не будет сильного иммунитета, ведь иммунная система формируется только под воздействием внешних факторов, она «учится» давать отпор внешним чужеродным элементам только при столкновении с ними — таковы неписаные законы природы, и именно на этом факте базируется основная цель вакцинации — выработка искусственного иммунитета при введении в организм какого-либо возбудителя.

Детские инфекционные заболевания: особенности течения

В развитии всех детских патологий было выявлено четыре периода:

1. Инкубационный период (ИП).

Это период времени с момента первого контакта ребенка с источником инфекции до проявления первых симптомов болезни. Продолжительность инкубационного периода зависит от вида инфекции и от состояния иммунной системы ребенка.

Приведем примеры детских инфекционных заболеваний с инкубационными периодами:

— Ветрянка имеет ИП 11-24 суток

— Гепатит А имеет ИП от 7 до 45 суток

— Дизентерия — 1-7 суток

— Дифтерия — 1-10 суток

— Коклюш — 3-20 суток

— Корь — от 9 до 21 суток

— Краснуха — 11-24 суток

— Скарлатина имеет ИП от нескольких часов до 12 суток

— Полиомиелит — 3-35 суток

2. Продромальный период.

Этот период можно назвать началом болезни: он длится с момента проявления первого симптома и до «разгара» собственно самой болезни.

3. Период «разгара» детского инфекционного заболевания.

В принципе, это и есть «кульминация». В этот период проявляется весь симптоматический комплекс детской патологии. К примеру, коклюш проявляется спастическим кашлем при котором идет выделение слизистой мокроты, при этом лицо ребенка краснеет, а иногда возникает кровоизлияние по слизистую.

Это период затухания болезни — выздоровления.

Самые распространенные инфекционные заболевания у детей

Конечно же, когда мы говорим о детских болезнях, то тут же возникают ассоциации с эпидемиологическими периодами, которые приходятся на осенне-зимнюю пору и характеризуются, в первую очередь, заболеваниями органов дыхания у детей. Детские инфекционные заболевания разнообразны: это и заболевания ЖКТ, и аллергические заболевания, имеющие аутоиммунную природу, и кожные патологии, но заболевания органов дыхания у детей являются самыми распространенными — это вам подтвердит любой педиатр.

Заболевания органов дыхания у детей

— Бронхиты различной этиологии.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой бронхов.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой трахеи.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой оболочке голосовых связок и гортани.

Характеризуется воспалительными процессами в носовых пазухах.

— Риниты различной этиологии.

Эти детские инфекционные заболевания являются, попросту говоря, насморком разной интенсивности: от легкой формы до полной заложенности носа.

Эта болезнь характеризуется воспалениями небных миндалин и соседних с ними лимфатических узлов.

Это ни что иное, как инфекционное заболевание легких.

— Гриппы различной природы.

Эти детские инфекционные заболевания, пожалуй, одни из самых распространенных и опасных, потому что чужеродные агенты, вызывающие эти патологии, постоянно мутируют и необходимо все время изобретать новые препараты для борьбы с ними.

Это, конечно, не все заболевания органов дыхания у детей, но основные из них.

Детские инфекционные заболевания: симптомы

Признаки патологии ребенка, конечно же, зависят от многих факторов: в первую очередь, от вида возбудителя, от состояния иммунной системы ребенка, от условий его жизни, и.т.д. Но все же есть общие симптомы детских инфекционных заболеваний:

1. Основным симптомом является фебрильная температура (38° и выше). У ребенка повышение температуры происходит, практически, при любых патологических процессах, потому что это является его единственным защитным механизмом — при таких температурах большинство чужеродных тел гибнут.

2. Постоянная сонливость и вялость так же являются характерными симптомами детских инфекционных заболеваний — сказывается нехватка энергии (она уходит на борьбу с антигенами).

4. Появление сыпи.

Диагностика инфекционных заболеваний у детей

Первоначальную диагностику болезни у ребенка проводит врач-педиатр. Он обязательно проводит внешний осмотр малыша, прослушивает его, выявляет характерную симптоматику, выясняет у родителей: были ли контакты ребенка с инфицированными людьми.

Детские инфекционные заболевания диагностируются после обязательных анализов крови, мочи, кала ребенка. Так же, при необходимости, прибегают к инструментальным методам: МРТ, УЗИ, рентгенография.

Детские инфекционные заболевания: лечение

Комплексная терапия инфекционных заболеваний у детей должна решать четыре задачи:

1. Нейтрализацию возбудителя заболевания.

2. Поддержание нормальной функциональности основных систем детского организма.

3. Сохранение нормальных условий формирования детского иммунитета и его укрепление.

4. Предупреждение различных осложнений детских инфекционных заболеваний.

Именно поэтому назначение лекарственных препаратов должно быть осторожным. Антибиотики должны применяться только в особых случаях (при тяжелых и затяжных патологических процессах). Важно знать, что само по себе повышение температуры — это нормальный процесс борьбы организма с инфекционными возбудителями и нет нужды сразу же давать ребенку жаропонижающие и сбивать температуру, достаточно просто помочь организму хорошей дозой витамина С.

Применение антибиотиков имеет весьма негативные последствия, тем более для ребенка, у которого иммунная система находится в стадии формирования, и ни один врач не сможет сказать, как бездумная антибиотическая терапия может сказаться в будущем.

Весьма спорным (особенно в последнее время) является вопрос вакцинации. «Усредненная» доза введенных чужеродных агентов (для выработки иммунитета) по-разному сказывается на детях: в большинстве случаев помогает (это факт), но нередко возникают случаи, когда вакцинация делает из ребенка инвалида.

Так что же делать, как лечить заболевшего ребенка?

Первое, что следует уяснить: организм ребенка, в большинстве случаев, сам может справится с инфекционным заболеванием, ему в этом необходимо только помочь, и чем раньше это начинать делать, тем лучше. Помогать необходимо препаратами только на натуральной основе, включая в эту комплексную терапию иммуномодуляторы, антивирусные препараты, антибактериальные средства. Не спешите «сбивать» ребенку температуру, лучше чаще поите его чаем с лимоном.

Если у ребенка инфекционное заболевание тяжелой формы, то применяйте антибиотики с препаратами, нейтрализующими их негативный эффект. Лучшим таким препаратом является Трансфер фактор. Попадая в организм, он выполняет сразу несколько функций:

— восстанавливает функциональность иммунной системы, вследствие чего повышается иммунологическая реактивность (сопротивляемость инфекциям) детского организма;

— усиливает оздоровительное воздействие препаратов, в комплексе с которыми он принимался;

— являясь носителем иммунной памяти, этот иммунный препарат, «запоминает» все чужеродные микроорганизмы, вызвавшие то или иное инфекционное заболевание, и при их повторном появлении, дает сигнал иммунной системе на их нейтрализацию.

Обязательно в комплексной терапии детских инфекционных заболеваний применяйте пробиотики и пребиотики — препараты, которые восстановят и сохранят микрофлору ЖКТ ребенка — основного звена его иммунной системы. Для этого наиболее эффективными являются:

Детские инфекционные заболевания: профилактика

После перенесенного заболевания, детский организм выходит более крепким. Во всяком случае так должно быть — это путь формирования иммунитета человека. Но это не значит, что к здоровью своего ребенка нужно относиться с пренебрежением.

Профилактика детских инфекционных заболеваний должна заключаться в следующем:

— новорожденных обязательно надо кормить первым молоком — молозивом, потому что оно содержит в огромном количестве материнские антитела — первую «защиту» ребенка от чужеродных элементов;

— ни в коем случае нельзя отказываться от грудного вскармливания, пока есть молоко — кормите;

— огромное значение для ребенка имеет правильное питание, в его рационе должно быть как можно больше свежих фруктов и овощей;

— активный образ жизни — гарантия здоровья ребенка;

— для укрепления иммунитета необходимо заниматься закалкой с самого детства (контрастный душ и баня — прекрасные средства для этого);

детские инфекционные заболевания не будут страшны, если ребенок будет в полном объеме получать все, необходимые для его организма, полезные вещества: витамины, минеральные комплексы, аминокислоты. поэтому обязательно регулярно давайте своему малышу соответствующие препараты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector