0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины и факторы заболевания

Факторы риска заболеваний

  • Валеология
  • Выбор программы упражнений и ее реализация

Факторы риска заболеваний

Факторы риска — это определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней. Фактор риска — это признак, который каким-то образом связан в будущем с возникновением заболевания. При этом признак считается фактором риска до тех пор, пока природа его связи остается до конца нераскрытой как вероятностная.

Непосредственные причины заболевания (этиологические факторы) прямо воздействуют на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т. д.

Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязаны.

Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000. Факторы риска могут относиться к внешней среде (экологические, экономические и др.), самому человеку (повышенный кровень холестерина в крови, артериальная гипертензия, наследственная предрасположенность и др.) и особенностям поведения (курение, гиподинамия и др.). Сочетание нескольких факторов суммирует их эффект. При этом нередко происходит потенцирование итогового результата, когда общее негативное влияние оказывается больше, чем просто сумма отдельных вкладов. Выделяют главные, так называемые большие, факторы риска, т. е. являющиеся общими для самых различных заболеваний: курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы и т. д.

Первичные и вторичные факторы риска заболеваний

Различают также факторы риска первичные и вторичные. К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т. д. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т. д.

Перечислим основные первичные факторы риска:

  • нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность и т. д.);
  • повышенный уровень холестерина в крови, артериальная гипертензия;
  • неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням);
  • неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, загрязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);
  • неудовлетворительная работа органов здравоохранения (низкое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднолоступность медицинской помощи).

Понятие медицинской профилактики

С понятием факторов риска тесно связано понятие «профилактика в медицине». Профилактика означает предупреждение, предохранение. Этот термин широко распространен во многих областях науки и техники. В медицине профилактика означает предупреждение возникновения и развития заболеваний.

Выделяют профилактику первичную и вторичную. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний, вторичная — предупредить прогрессирование имеющегося заболевания. Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др. Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

Главными мерами профилактики являются гигиеническое воспитание и санитарное просвещение, которые занимают одно из ведущих мест в практике специалиста по социальной работе.

Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни. Постепенно складывалось представление о первостепенной значимости профилактических мер. В период античности в произведениях Гиппократа и других выдающихся медиков говорилось о том, что легче болезнь предупредить, чем вылечить. В последствии это положение разделяли многие врачи, в том числе и русские медики XVIII-XIX вв.

В XIX в., когда были раскрыты причины массовых инфекционных и других заболеваний, возникла потребность в развитии общественного здравоохранения (социальной медицины) и профилактика стала главной проблемой общественного здравоохранения.

С 1917 г. профилактическое направление социальной политики отечественного здравоохранения является ведущим, именно в этом состояло главное достоинство системы отечественного здравоохранения, что неоднократно признавалось медиками других стран.

Средствами медицинской профилактики являются:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • организация и проведение профилактических прививок;
  • периодические и целевые медицинские осмотры;
  • диспансеризация;
  • гигиеническое воспитание и т. д.

Акцент должен делаться на первичной профилактике, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.

Основным направлением развития профилактической политики отечественного здравоохранения является разработка и выполнение многочисленных программ по профилактике. Приоритетными из них должны стать программы формирования установки на здоровый образ жизни. Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных учреждений, сотрудники средств массовой информации. Именно с ними должны контактировать специалисты по социальной работе в плане профилактики заболеваний.

Факторы, определяющие здоровье и болезнь

Причин нездоровья (третьего состояния) и болез­ней много. На человека постоянно и одновременно действуют три потока информации (И.И. Брехман, 1990): сенсорной, вос­принимаемой органами чувств через первую сигналь­ную систему, вербальной (устное или письменное сло­во), воспринимаемой через вторую сигнальную систе­му, и структурной (компоненты пищи и воздуха), поступающей через желудочно-кишечный тракт и ды­хательную систему. Информация может быть необхо­димой (полезной), индифферентной и вредной. Орга­низм, с учетом адаптации, имеет определенную пропу­скную способность восприятия информации.

Последние десятилетия резко снизился объем дви­гательной активности людей всех возрастов. Доля фи­зического труда в производстве с 90% снизилась до 10%.

На органы чувств обрушились неведомые ранее по силе и разнообразию шумы, вибрации и раз­нообразные виды излучений не только на производст­ве, но и дома, и в местах отдыха.

В то же время, чело­век лишил себя многих ощущений непосредственного общения с природой.

Очень много стало удобств, детренирующих организм.

Поток вербальной информа­ции многократно увеличился, что само по себе не без­различно для организма.

В отличие от еще недалеких предков, пища современного человека значительно менее разнообразна по набору природных продуктов.

Поток структурной информации (включая химичес­кое загрязнение вдыхаемого воздуха) претерпел са­мые большие изменения.

В результате изменений в триедином потоке информации, характеризуемых дефицитом необходимой (полезной) и воздействием на организм вредной информации, возникает хрони­ческий стресс, понижение общей неспецифической устойчивости организма, развитие так называемого третьего состояния (промежуточное состояние между здоровьем и болезнью).

Заболевания возникают в резуль­тате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные возможности организма.

Факторами, обусловливающими здоровье, являются:

— биологические (наследственность, тип высшей нервной дея­тельности, конституция, темперамент и т.д.);

— состояние окружающей среды;

— природные (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и т.д.);

— уровень развития здравоохранения.

Установлено также, что образ жизни примерно на 50%, наследственность на 20%, состо­яние окружающей среды, экология на 15-20 % и здравоохранение, социально-экономические факторы (деятельность его органов и учреждений) на 10% обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное).

Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья.

Факторы, влияющие на здоровьеЗначение для здоровья в %Группы факторов риска
Образ жизни, условия труда проживания, привычкиКурение, употребление алкоголя, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, непрочность семей, высокий уровень урбанизации
Генетика, биология (наследственность) человекаПредрасположенность к наследственным болезням
Внешняя среда, природно-климатические условия (экология)15-20Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные и др. явления излучения
Здравоохранение (социально-экономические)Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания

Для разных групп заболеваний такое соот­ношение факторов различно (табл. 2). Например, в возникновении болезней, передающихся половым путем исключительное значение имеет образ жизни человека.

Факторы, обусловливающие болезнь. Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить при­чину болезни, так как причин может быть несколько и они взаи­мосвязаны.

Непосредственная причина заболе­вания (этиологические факторы) прямо воздействует на орга­низм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологичес­кие факторы могут быть бактериальными, физическими, хими­ческими и т.д.

Факторы риска заболеваний это фак­торы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологичес­кие изменения в организме.

Всемирной организацией здравоохранения было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физи­ческие, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000.

Различают факторы риска первичные и вторичные.

нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, не­сбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное пси­хоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный мо­ральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень);

неблагоприятная наследственность (наследственная предраспо­ложенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням);

неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, заг­рязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других из­лучений);

неудовлетворительную работу служб здравоохранения (низ­кое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднодоступность медицинской помощи).

заболевания, которые отягощают течение других заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т.д.).

Выделя­ют также главные (большие) факторы риска, т.е. являющи­еся общими для самых различных заболеваний: курение, гиподи­намию, избыточную массу тела, несбалансированное питание, артериальную гипертензию, психоэмоциональные стрессы и т.д.

Наибольшее значение в развитии самых распростра­ненных болезней, являющихся основной причиной (фактором) смерти населения являются:

гиподинамия (недоста­ток движения),

неправильное питание (прежде все­го переедание),

вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химиче­ских веществ),

неблагоприятная экологическая об­становка.

Если первые факторы зависят от самого челове­ка, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от сов­местных усилий многих стран.

|следующая лекция ==>
Здоровье и факторы, его определяющие.|Показатели здоровья населения

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 2517 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Фактор риска — это что такое? Факторы риска развития заболеваний

Факторы риска – это неблагоприятные обстоятельства и условия, влияющие на состояние здоровья. Сами по себе они не являются причинами заболеваний, однако могут послужить той самой движущей силой , которая запустит патологические процессы в организме.

Что означает «фактор риска» и как его определить?

В некотором смысле фактор риска – это предвестник болезни, который ни в коем случае нельзя отождествлять с ее непосредственными причинами. Этиологические факторы, в отличие от факторов риска, прямо воздействуют на организм и вызывают нарушения. К таковым относят патогенные микроорганизмы, химические реагенты, травмы и т. д.

Для вызова сбоя в работе организма, важно сочетание факторов риска и тех причин болезни, которые стали толчком для его развития. Зачастую выделить одну причину оказывается невозможным, поскольку чаще всего патология возникает из-за воздействия целой цепочки неблагоприятных условий, связанных между собой.

Читать еще:  Причины возникновения межреберной грыжи

Сколько всего существует факторов для развития болезней?

Назвать основные факторы риска не так просто, как может показаться на первый взгляд . Так, в середине прошлого века ученые составили перечень наиболее неблагоприятных для здоровья человека условий, состоящий из 1000 позиций. С того момента число вероятных факторов риска возросло в три раза.

Для наглядности и удобного пользования списком следует разбить его на несколько категорий, т. е. классифицировать потенциально опасные для здоровья условия и обстоятельства. Стоит сразу обратить внимание, что присутствие нескольких факторов риска одновременно является основанием для суммирования их эффекта.

Влияние окружающей среды как причина развития патологий

К первой группе целесообразно отнести неблагополучную окружающую среду. Неподходящие природно-климатические условия как фактор риска развития заболеваний являются наиболее распространенным признаком, сигнализирующим о потенциальной опасности для здоровья. К данной категории относят различные элементы внешней среды, свидетельствующие об ухудшении экологической ситуации в регионе:

  • загрязненная вода и воздух;
  • насыщение почвы канцерогенами и радиацией;
  • внезапные смены атмосферных явлений;
  • низкая влажность воздушных масс;
  • ультрафиолетовое излучение;
  • магнитные бури.

Последствия неблагоприятных условий внешней среды

Результаты исследовательских разработок подтверждают реальность теории о косвенном воздействии природно-климатических условий на организм человека. Практически нет таких заболеваний, которые не были бы связаны с действием данных факторов риска. Это находит свое объяснение и в том, что некоторые недуги имеют выраженную географическую локализацию. Например, риск развития онкологического заболевания наиболее высок в регионе с превышающим норму радиационным фоном; население, повсеместно употребляющее воду с критичным уровнем фтора, имеет огромные шансы заболеть эндемическим флюорозом .

Природную среду как фактор риска болезней можно условно разделить на естественную и техногенную. К первой относят обстоятельства, провоцирующие развитие инфекционных, паразитарных и вирусных заболеваний, ко второй – загрязненность атмосферы, почвы и воды.

Вред здоровью своими руками: «человеческие» факторы риска

Следующей категорией является социальная, к ней следует отнести факторы риска здоровья, которым человек подвергает себя сам. Яркими примерами можно назвать:

  • злоупотребление алкоголем;
  • табакокурение;
  • нерациональное и вредное питание;
  • тяжелый физический труд;
  • стрессы и переживания;
  • безграмотное применение лекарственных средств;
  • наркомания;
  • гиподинамия.

Генетическая наследственность и шансы заболеть

Наследственная предрасположенность – это фактор риска множества заболеваний, имеющих генетическую природу. Данное условие объединяет под собой три типа болезней, связанных между собой в большей или меньшей степени:

  • Врожденные патологии. Большинство из них не поддаются лечению, их причинами являются хромосомные и генные нарушения (синдром Дауна, фенилкетонурия , гемофилия).
  • Наследственные болезни, которые развиваются при воздействии дополнительных факторов. К таковым относят сахарный диабет, подагру, ревматизм, онкологические заболевания, психические расстройства.
  • Недуги, появление которых объясняется наследственной предрасположенностью. В их число входит гипертония, язвенные болезни ЖКТ , астма, атеросклероз, ишемические болезни сердца и другие.

Некачественное здравоохранение как фактор риска

Несколько слов следует сказать и о четвертой группе факторов возникновения риска для здоровья. Речь о низком уровне здравоохранения в государстве. Косвенными причинами развития нарушений жизнедеятельности организма являются:

  • несвоевременность оказания медицинской помощи;
  • низкое качество предоставляемых услуг в сфере здравоохранения;
  • неэффективность проводимых государством профилактических мероприятий.

Значение профилактики

Термин «профилактика» используется не только в медицинской сфере, но и в тех научных областях, где важно предотвратить наступление каких-либо негативных последствий. Соответственно, в отрасли здравоохранения данное понятие означает предупреждение развития и выявление факторов риска болезней.

Мероприятия по профилактике условно можно разделить на первичные и вторичные. Если в первом случае предупредительные меры будут направлены на исключение возможности возникновения патологии, то целью проведения вторичной профилактики станет торможение прогрессирования уже имеющегося заболевания. Любые действия предупредительного характера являются медицинскими, гигиеническими, социально-экономическими и пр. Профилактику также разделяют на общественную и личную, т. е. мероприятия для предотвращения массовых заражений (обязательная вакцинация) и защиты индивидуума.

Как научить население выходить из группы риска?

Главным условием эффективности мер, направленных на предупреждение возникновения и развития болезней, является гигиеническое воспитание населения, его знания о санитарных нормах. Интересно, что идеи о необходимости ведения профилактической политики зародились практически одновременно с осознанием важности диагностики и лечения. Еще в письменах глубокой древности можно было найти подтверждение тому, что люди имели некоторые представления о гигиене и здоровом образе жизни. Однако раскрыть причины повальных инфекционных заболеваний ученым удалось лишь в позапрошлом веке, что и позволило ощутить острую потребность в развитии сферы здравоохранения.

На сегодняшний день профилактика при наличии факторов риска является одним из ведущих направлений современной социальной медицины . Действующей системой здравоохранения регулярно предпринимаются попытки донести до населения значимость проведения предупредительных мер, к которым относят:

  • пропаганду здорового образа жизни;
  • организацию и бесплатное проведение профилактической вакцинации для детей и взрослых;
  • ежегодные и целевые обследования специалистами;
  • диспансеризацию;
  • соблюдение элементарных правил гигиены.

Как с помощью здорового образа жизни бороться с факторами риска?

В свою очередь программы по первичной профилактике при наличии факторов риска заболеваний должны составляться по принципу установок на здоровый образ жизни. Главные роли в работе предупредительного характера с жителями регионов принадлежат участковым и семейным терапевтам, медсестрам , педагогам, работникам детсадов, средствам массовой информации. При этом следует учитывать, что образ жизни населения является весомым показателем эффективности действующей в государстве системы профилактики. Не секрет, что понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:

  • наличие достаточной двигательной активности;
  • осуществление интеллектуальной деятельности;
  • сбалансированное питание;
  • соблюдение гигиенических норм;
  • регулярный отдых и сон;
  • отказ от вредных привычек.

Образ жизни и показатели здоровья населения также находятся в прямой зависимости друг от друга. Ярким примером тому служит факт повышенной частоты заболеваний пневмонией у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Причиной данного явления можно назвать неблагоприятную психоэмоциональную атмосферу в семье, которая , как было указано выше, относится ко второй группе факторов риска.

Негативно на здоровье может отразиться и отсутствие режима дня и приема пищи у ребенка , лишенного полноценного родительского внимания. Так, последствиями «перекусов на ходу» или частого употребления фастфудов (чипсов, хот-догов, бургеров , картофеля фри и т. д.) становятся гастриты и дуодениты.

Факторы болезни

Человек зависит от природы, но не в меньшей степени природа зависит от человека. Это дает основание говорить об экологии человека. Прежде экология изучала лишь эволюционно сложившиеся процессы равновесия в природе (выживание, развитие, размножение). Теперь понятие «экология» без человека теряет свой смысл — настолько велико, значение вмешательства человека в природу. Отрицательные последствия этого вмешательства (загрязнение среды, дефицит кислорода, пресной воды) включаются в понятие «причины болезней» [4, с. 13].

Кроме того, понятие «экология человека» имеет и другой, еще более важный смысл. В нем заключены важнейшие проблемы и тенденции современности и, прежде всего защита природы, охрана окружающей среды во имя здоровья человека.

У больного человека складываются новые отношения с окружающей средой. Жизнь продолжается, но она «стеснена», не свободна. «Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?» (К. Маркс). С этим философским определением болезни перекликается определение С.П. Боткина: «Реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды и составляет сущность болезни» [5, с. 124].

Болезнь возникает либо самостоятельно (приобретенная или унаследованная), либо как следствие другого заболевания.

Существуют болезни, которые могут приходить на место других болезней, причем вытесняя последние. Таким образом, одна болезнь может дать избавление от других.

Причины болезней разнообразны:

— Инфекция. Болезнетворные (патогенные) микробы (стрептококки, пневмококки, дизентерийная палочка и др.) и вирусы могут явиться причиной возникновения болезней. Микробы и вирусы попадают в организм здорового человека либо непосредственно от больного (воздушно-капельный путь передачи инфекции), либо заносятся с пищевыми продуктами. Инфекция может передаваться через предметы, загрязненные выделениями больного, а также с пылью. Гноеродные микроорганизмы могут проникнуть в кровяное русло здорового человека через царапины, ссадины на коже, вызывая гнойничковые заболевания. Большую группу заболеваний, которые вызываются живыми возбудителями, составляют паразитарные болезни.

Наиболее распространенными среди них являются глистные заболевания, или инвазии.

— Механические. Возникновение болезней, вызванных механическими причинами, относятся, например, сотрясения мозга, ушибы, ранения, переломы костей (открытые и закрытые), вывихи суставов и т.п.

Вследствие ушиба грудной клетки может развиться травматический плеврит (воспаление плевры), травматическая пневмония (воспаление легких), а также разрыв плевры с проникновением в плевральную полость воздуха. Механические повреждения могут быть причиной тяжелых патологических состояний, например, перелома позвоночника с разрывом спинного мозга, повреждения кровеносных сосудов с возникновением кровотечений.

— Физические. К ним относятся, например, охлаждение, которое может вызвать развитие катара верхних дыхательных путей. Особенно неблагоприятное действие на организм оказывают сквозняки, длительное пребывание па холоде, под дождем.

При несвоевременном и недостаточном лечении катар верхних дыхательных путей может осложниться трахеобронхитом, бронхопневмонией. С охлажденном организма связывается возникновение болезней таких, как воспаление суставов (полиартрит), воспаление почек и почечных лоханок (нефрит и пиелит). Местное воздействие холода на те или иные части тела может вызвать отморожении.

Длительное пребывание в помещении с высокой температурой воздуха и плохой вентиляцией, а также па солнце, быстрый переход из зон умеренного и прохладного климата в зону жаркого климата и несоблюдение при этом гигиенических рекомендаций могут повлечь перегревание тела и вызвать тепловой удар.

Изменение атмосферного давления тоже может вызвать возникновение болезней (кровотечение из носа, общая слабость, головокружение). Эта так называемая высотная болезнь возникает у недостаточно тренированных альпинистов. Понятие о кессонной болезни.

— Химические. Различные химические вещества (концентрированные растворы кислот, щелочей) при местном действии могут приводить к тяжелым ожогам. Чрезвычайно вредное действие оказывают на организм большие дозы крепких алкогольных напитков. Особенно вредны суррогатные спиртные напитки, которые содержат большое количество ядовитых сивушных масел (самогон).

— Нарушение питания. Вредным является как недостаточное питание, которое способствует истощению организма, понижению сопротивляемости его по отношению к инфекциям, развитию авитаминозов, так и избыточное питание, при котором количество вводимых в организм калорий значительно превышает энергетический расход, что может приводить к обменным нарушениям, ожирению.

— Социальные. Особое значение социальные факторы имеют в некоторых развивающихся экономически отсталых странах Азии, Африки и Латинской Америки.

В этих странах широко распространены эпидемические заболевания, авитаминозы вследствие неполноценного питания, профессиональные вредности, что связано с недостаточным развитием техники безопасности.

— Отрицательные эмоции. Слово врача лечит, но оно может и ранить. Об этом должен помнить каждый медицинский работник и особенно медицинская сестра, которая больше, чем кто-либо другой из медицинского персонала, общается с больным.

— Наследственные факторы. Наследственные признаки могут передаваться потомству. Неблагоприятная наследственность иногда является причиной развития таких заболеваний, как сахарный диабет, гипертоническая и коронарная болезнь и др.

Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть, чрезвычаен, непривычен) для организма [8, с. 45].

Читать еще:  Почему возникает вывих

Болезнь характеризуется следующими основными чертами:

В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная. Изменения внутренних свойств организма, вызванные факторами среды и стойко закреплённые (в том числе и наследственными механизмами), в дальнейшем сами могут играть ведущую роль в возникновении болезни ;

Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма.

Развитие болезни в значительной степени зависит от совершенства этих механизмов, объёма и скорости их включения в патологический процесс. У человека на развитие и течение болезни большое влияние оказывает психогенный фактор [8, с. 67].

Основные неинфекционные заболевания: список, диагностика, лечение и профилактика

  • 1 Ноября, 2019
  • Другие состояния
  • Вера Васильева

Медицина накопила огромный опыт по борьбе с инфекционными заболеваниями, которые долгое время были основными причинами смертности. В XX веке появилась антибактериальная терапия. В результате число летальных исходов от инфекционных недугов уменьшилось в десятки раз. Зато возросла смертность по вине неинфекционных заболеваний.

Особенно катастрофическое положение наблюдается в странах с низким уровнем жизни, чем очень обеспокоена ВОЗ. В докладах о неинфекционных заболеваниях, которые эта организация предоставляет ежегодно, указываются не только схемы распространения таких недугов, но и риски для различных категорий населения, а также способы выхода из сложившейся ситуации. Также в докладах отмечается, что около 80 % смертей приходится на страны со средним и низким уровнем дохода населения.

О том, какие заболевания относятся к неинфекционным заболеваниям (НИЗ), как их предотвратить, какие методики лечения применяются, можно узнать, ознакомившись с этой статьей.

Печальная статистика

Ежегодно НИЗ уносят жизни более 40 млн человек. Это 71 % всех смертей в мире. Из них 15 млн приходится на людей в возрасте 30-68 лет.

Самый высокий процент в статистике смертности составляют заболевания сердечно-сосудистой системы. От них погибает около 18 млн человек в год. На втором месте — злокачественные опухоли (9 млн чел.). На третьем — острые респираторные заболевания (3,9 млн). Сахарный диабет с показателем 1,6 млн случаев летального исхода занимает четвертую позицию в списке.

Риск смерти от неинфекционных заболеваний повышают табакокурение, алкоголизм, неправильное питание и недостаточная физическая активность.

Выявление, профилактика, лечение, оказание паллиативной помощи — важнейшие направления по борьбе с НИЗ.

Общие сведения

Важно уметь дифференцировать заболевания. Какие заболевания неинфекционные, а какие относятся к инфекционным недугам? Это желательно знать не только медикам, но и простым обывателям. Инфекционные — это все болезни, вызываемые каким-либо патогенным микроорганизмом и передающиеся от больного человека здоровому.

Неинфекционные — это недуги, чаще всего имеющие хронический характер течения, возникающие из-за негативного влияния внешних условий и внутренних факторов, не передающиеся от одного человека другому.

Основные неинфекционные заболевания можно выделить в такие группы:

  • сердечно-сосудистые;
  • злокачественные опухоли (рак);
  • патологии дыхательных путей (не включая респираторные и туберкулез легких);
  • эндокринные.

Несмотря на развитие медицины, методов скрининга, профилактики, современного лечения, а также достижений фармацевтической отрасли, уровень смертности от НИЗ не снижается, а во многих странах (включая Россию) с каждым годом возрастает. Среди всех причин смертности в Российской Федерации за период с 1965 до 2011 г. неинфекционные заболевания составили более 95 %.

НИЗ — основная причина летального исхода пациентов во всех регионах мира, за исключением африканского континента. Но прогнозы показывают, что к 2020 году наибольший рост смертности от неинфекционных заболеваний произойдет именно в Африке, превысив показатель ухода из жизни из-за инфекционных болезней. Рассмотрим подробнее каждую группу НИЗ.

Сердечно-сосудистые

Болезни сердца и сосудов — основная причина смертей во всех странах. В основном эти недуги поражают пожилых людей, однако и в более молодом возрасте (до 40 лет) они имеют место. Причинами их развития являются наследственные факторы и алкоголизм.

Выделяют несколько видов патологий сердечно-сосудистой системы:

  • связанные с нарушениями частоты сердечных сокращений;
  • заболевания сердца воспалительного характера;
  • гипоксически-ишемические патологии;
  • патологические дефекты сердца (пороки);
  • заболевания сосудов.

К сосудистым болезням причисляют атеросклероз, варикоз различной локализации, аневризму сосудов и другие патологии.

Основными причинами нарушений в работе сердечно-сосудистой системы являются табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, возрастные факторы, пассивный образ жизни, лишний вес. Некоторые заболевания приводят к опасным осложнениям и летальному исходу. При ишемии сосудов нижних конечностей возможна гангрена. Воспаление стенок аорты вызывает ее аневризму.

Онкологические

Это обширная группа заболеваний, для которых характерно образование злокачественных опухолей из эпителиальной ткани разнообразной локализации. Их опасность в том, что, возникнув в одном органе, они постепенно парализуют деятельность всего организма. Наибольшую распространенность имеют рак молочной железы, легких и желудка. По словам специалистов, более 30 % онкологических заболеваний можно предупредить, соблюдая здоровый образ жизни и проходя регулярные профилактические осмотры.

Система дыхания

Наиболее распространенные болезни органов дыхания:

  1. Астма. Относится к аутоиммунным и хроническим недугам. Может запускаться действием аллергенов.
  2. Острое и хроническое воспаление бронхов (бронхит).
  3. Пневмония. Для заболевания характерно поражение легких патологическими агентами, например бактериями. Часто является осложнением при других болезнях.
  4. Плеврит — воспаление легочной оболочки.
  5. Хроническая обструктивная болезнь легких — тяжелый прогрессирующий недуг. Для него характерно воспаление нижних дыхательных путей и отек легких.

Сахарный диабет

Это тяжелое хроническое неинфекционное заболевание, связанное с нарушением обмена веществ. Вызывается нехваткой естественного инсулина и повышением уровня глюкозы в крови. В качестве осложнений при диабете высока вероятность инсульта, гангрены, проблем со зрением. Также высок риск развития почечной недостаточности, инфаркта миокарда, гангрены конечностей, слепоты, комы.

Факторы неинфекционных заболеваний

Существуют факторы, которые повышают риск возникновения хронических НИЗ. Их подразделяют на две группы.

В первую входят неизменные, не поддающиеся влиянию причины неинфекционных заболеваний, такие как возраст и генетические факторы. Чем человек становится старше, тем больше увеличивается риск возникновения у него сердечно-сосудистых заболеваний. Возраст — это фактор риска, на который нельзя повлиять.

Ко второй группе относятся те факторы, которые поддаются воздействию и изменению. Сюда можно отнести высокий уровень холестерина (особенно липидов низкой плотности), повышенное артериальное давление, отсутствие физических нагрузок, нездоровое питание (дефицит фруктов и овощей), курение, алкоголизм, ожирение, стрессы и депрессию.

Особенности диагностики

При подозрении на неинфекционное заболевание врач сначала проводит осмотр, узнает о беспокоящих симптомах для уточнения картины болезни. На основе этих сведений ставится предварительный диагноз. Затем пациенту назначают пройти дополнительное обследование:

  1. Анализ мочи и крови. Исследуется уровень глюкозы, холестерина, компонентов крови и мочевины.
  2. Рентген легких и ЭКГ.
  3. Цитологические исследования клеточных элементов. Для женщин — маммография и мазок из влагалища.

Важно отметить, что в последние годы в российском здравоохранении наблюдаются некоторые успехи. Внедрение программы «Артериальная гипертония» привело к снижению количества пациентов, которые не знают о том, что у них повышенное артериальное давление.

Это способствовало реализации профилактических мероприятий по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Профилактика НИЗ

Для каждого вида заболевания существует свой комплекс профилактических мер, которые помогут снизить риск либо отсрочить время наступления болезни.

Для органов системы дыхания:

  1. Ингаляции. Они помогут предотвратить бронхо-легочные и респираторные заболевания. Проводятся процедуры с использованием эфирных масел либо со специальными лекарствами для небулайзера.
  2. Отказ от употребления табака.
  3. Аэробные физические нагрузки и дыхательная гимнастика.

Для предотвращения сердечно-сосудистых патологий полезно:

  1. Отказаться от нездоровой пищи с высоким содержанием животных жиров.
  2. Заниматься спортом (спортивная ходьба, бег, умеренные тренировки в тренажерном зале, пешие походы, ежедневные прогулки на свежем воздухе).
  3. Следить за уровнем холестерина в крови, пульсом и артериальным давлением.
  4. Меньше нервничать, снизить количество стрессовых ситуаций.

Для снижения риска онкологических заболеваний медики советуют:

  1. Избегать излишнего облучения рентгеном.
  2. Меньше загорать под прямыми солнечными лучами.
  3. Регулярно проходить обследование. Особенно это актуально для людей, у ближайших родственников которых выявлялись злокачественные новообразования.
  4. Пить больше чистой воды, хорошо высыпаться, сбалансировано питаться здоровой пищей.

Стратегии профилактики сахарного диабета:

  • Контролировать уровень глюкозы в крови.
  • Практиковать дробное питание. Весь дневной рацион следует делить примерно на 5 приемов.
  • Ограничить употребление продуктов с высоким содержанием сахара и жиров.
  • Уменьшить факторы стресса.

Для профилактики всех групп заболеваний рекомендуется не реже одного раза в три года проходить диспансеризацию. Она предоставляется бесплатно всем гражданам РФ, достигшим 18 лет. Диспансеризация — это комплекс мероприятий, помогающих выявить заболевания на ранних этапах и уменьшить риски получения инвалидности.

Социально-экономические последствия

Между бедностью и смертностью от неинфекционных заболеваний имеется тесная связь. Жители государств с низким уровнем доходов заболевают в более раннем возрасте. Причина этого — отсутствие доступа к качественной пищевой продукции и лечению заболеваний, нехватка фармацевтических препаратов. Кроме того, в бедных странах наблюдается широкое распространение табака и алкогольной продукции. Эти вредные и опасные продукты доступны там даже детям.

Биологические и социальные причины и факторы нарушений в развитии

Аномалии могут быть врожденными и приобретенными. К биологическим причинам врожденных аномалий относятся:

1). Перинатальная патология. Это патогенные агенты, действующие на развивающийся плод во внутриутробный период: физические и психические травмы; токсикозы и интоксикации ядовитыми, лекарственными, гормональными препаратами; охлаждение; внутренние болезни беременной (сердца, легких, почек, эндокринных желез). Сюда же относятся голодание, неправильное питание матери; инфекционные болезни (краснуха, грипп, корь, токсоплазмоз, сифилис); резус-несовместимость или групповая несовместимость крови матери и плода.

Несовместимость по крови означает, что резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате распада из эритроцитов выделяется непрямой билирубин, токсичный для ЦНС — поражаются подкорковые отделы, слуховые ядра. Это приводит к нарушению слуха, речи, расстройствам эмоциональной сферы и поведения. При краснухе в период эмбриогенеза (4 недели — 4 месяца) наблюдается высокая частота рождения детей с пороками развития мозга, дефектами органов слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы. Поражение мозга плода при хронических инфекциях (токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис) приводит к умственной отсталости, сочетающейся с нарушениями зрения, двигательного аппарата, эпилепсией и др.

Внутриутробные интоксикации могут осуществляться путем употребления нейролептиков, снотворных, успокаивающих, многих антибиотиков, салицилатов (аспирин, анальгетики), лекарств от головной боли и пр. Это могут быть также гормоны, большие дозы витаминов, кальция, которые особенно токсичны на ранних сроках беременности. К вредным физическим факторам относится ионизирующая радиация, действие токов высокой частоты, ультразвука, оказывающие повреждающее воздействие на мозг плода. Кроме того, эти факторы могут оказывать мутагенное влияние, т.к. повреждают половые клетки родителей и приводят к генетическим заболеваниям.

Употребление алкоголя в первом триместре беременности вызывает гибель клеток зародыша, что влечет за собой грубые пороки развития нервной системы плода. На более поздних сроках алкоголизация вызывает структурные изменения в его нервной, костной системах и во внутренних органах (алкогольный синдром плода): умственная отсталость сочетается с множественными пороками развития — дефектами в строении черепа, лица, глаз, ушных раковин, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца. Сочетание хронического алкоголизма матери с систематическим курением, употреблением наркотиков, лекарственных препаратов с наркотическим действием в период беременности вызывает нарушение поведения и частые судорожные припадки у ребенка в сочетании с выраженной физической ослабленностью, низкой жизнеспособностью.

Читать еще:  Причины развития болезненности

Чем раньше в период внутриутробного развития повреждается эмбрион, тем тяжелее последствия, тем больше объем поражения. Как для нервной системы, так и для других органов наиболее опасна в этом отношении первая треть беременности.

2). Наследственные, генетические поражения организма. Это наследственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации. Возможно наследование некоторых форм олигофрении, например болезни Дауна, и наследование психических заболеваний вследствие нарушений в строении хромосом. Наследуются также некоторые типы глухоты и определенные нарушения зрения, ранний детский аутизм, некоторые виды психопатий. Хромосомные болезни отличаются сложным дефектом. На 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями. В половине случаев хромосомных заболеваний имеет место умственная отсталость, сочетающаяся с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. В случае генных болезней (ген — участок хромосомы) число и структура хромосом не нарушены, но мутировавший под влиянием неблагоприятных факторов ген программирует развитие измененного признака.

Алкоголизм и наркомания могут оказывать двоякое действие — гене­тическое изменение половых клеток родителей в результате хронического злоупотребления и интоксикационное воздействие на эмбрион.

К биологическим причинам приобретенных аномалий относятся:

1). Натальные (природовые) нарушения: механические повреждения плода (травмы) при затяжных или стремительных родах. Например, при накладывании щипцов может произойти разрыв сосудов, кровоизлияние в головной мозг. Сюда же относятся асфиксии — кислородное голодание. Сочетание внутриутробной патологии с повреждением нервной системы в родах называется перинатальный энцефалопатией. Причиной чаще всего является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой. Им способствуют различные внутриутробные нарушения развития плода, снижающие его защитный и адаптивный механизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям, к гибели нейронов в местах их возникновения. У недоношенных детей кровоизлияния часто возникают из-за слабости стенок их сосудов. Клиническая смерть новорожденных (при сочетании внутриутробном патологии и тяжелой асфиксии в родах) приводит к наиболее тяжелым отклонениям. При длительности клинической смерти в 7-10 минут изменения ЦНС малообратимы и приводят к ДЦП, речевым расстройствам, нарушению умственного развития;

2). Постнатальные (послеродовые) нарушения. Это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции). Менингит (воспаление мозговых оболочек) может стать причиной глухоты, двигательных нарушений, ЗПР. Энцефалит (воспаление головного мозга) может привести к глубокой ЗПР, к задержке моторного развития, к эмоциональным нарушениям. Менинго-энцефалит (вторичный энцефалит, возникающий после других инфекционных заболеваний и захватывающий головной и спинной мозг) может приводить к двигательным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Полиомиелит приводит к резкому ограничению двигательных возможностей, стойким параличам отдельных групп мышц.

Такие общие инфекционные заболевания, как корь, скарлатина, ветряная оспа, грипп, отит, паротит, пневмония и другие, могут вызвать вторичные воспалительные заболевания мозга, давать осложнения на ЦНС и анализаторы. При воспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет место гибель нейронов с их последующим замещением рубцовой тканью. В этих условиях может развиваться гидроцефалия с повышением внутричерепного давления. Гибель нейронов и развитие гидроцефалии способствуют атрофии участков мозга, что приводит к двигательным и речевым расстройствам, нарушению памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы, поведения в сочетании с головными болями и судорожными припадками. Реже причиной аномалий становятся черепно-мозговые травмы и поражения анализаторов. При повреждении незрелого мозга нет прямой связи между локализацией черепно-мозговой травмы, тяжестью поражения и ее психомоторными последствиями.

Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями. Многие соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к поражению нервной системы в результате нарушения обмена веществ и накопления токсичных продуктов, которые неблагоприятно действуют на развивающиеся нервные клетки. Чаще возникают у недоношенных и гипотрофичных детей, а также в случае внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах. Так. ЗПР может наблюдаться у детей с нарушениями кишечного всасывания (мальабсорбции). Уже с первых месяцев жизни у них проявляются нервно-психические отклонения — повышенная нервная возбудимость, нарушения сна, замедленное формирование положительных эмоциональных реакций, общения со взрослыми. В дальнейшем задерживается умственное и речевое развитие, развитие зрительно-моторной координации.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, изолированным, как это бывает у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

Социальные причины и факторы аномального развития.

Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Например, к таким аномалиям развития, как патологическое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

Другой социальный фактор, приводящий к стойким интеллектуальным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению социальных контактов, — депривация. Депривация (лишение) — длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмоционального опыта, необходимых ребенку. Й. Лангмейером и 3. Матейчиком были описаны следующие типы депривации:

1). Сенсорная депривация — лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.). Количество сенсорных стимулов понижено или ограничена их изменчивость и модальность. Дефицит возбудителей и информации приводит к недостаточной дифференциации психики вплоть до морфологических изменений головного мозга (недостаток прикосновений к ребенку может привести к отмиранию дендритов нейронов). Роль упражнений анализаторных систем в созревании коры головного мозга была экспериментально доказана многочисленными исследованиями. В частности, еще в 1956 г. Б.Н. Клоссовским и Е.Н. Космарской было показано, что полное одномоментное выключение рецепторов зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов у щенков раннего возраста приводит к замедлению роста мозга. Последующие исследования многих авторов показали, что лишение зрительного, слухового, двигательно-кинестетического анализаторов специфических раздражителей в раннем возрасте, особенно в период их интенсивного формирования, ведет к уменьшению величины корковых отделов, в которых осуществляется анализ и синтез этих раздражителей. В условиях своеобразной сенсорной депривации развивается ребенок с двигательными и сенсорными дефектами (с ДЦП, слепые, глухие).

2). Эмоциональная депривация — лишение ребенка возможности устанавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (матерью или другим взрослым) или разрыв уже существующей подобной связи. Отсутствие привязанности ведет к нарушениям в формировании личности. Доказательством важности этого положения является синдром госпитализма — понятие, вошедшее в психологию после второй мировой войны (дети, потерявшие родителей и оказавшиеся в больницах и детских домах). В результате недостатка эмоционального взаимодействия с взрослым (отрыв от матери) появляются значительные нарушения в психическом развитии. Спитц описал симптомы госпитализма, которые обязательно появляются, несмотря на хороший уход и питание (исследование в доме ребенка в течение двух лет): высокий процент смертности (одна треть детей погибла); резкая задержка физического развития (не умели сидеть без поддержки, ходить); задержки в речевом развитии (не умели говорить). Впоследствии у этих детей наблюдались следующие проявления: примитивные эмоциональные связи с окружающими, неспособность любить; подростками пытались установить детско-материнские отношения со взрослыми (без этого переход ко взрослости невозможен); отсутствие волевого поведения у детей, инициативы, репродуцирующее пове­дение, безличное отношение к взрослому.

3). Социальная депривация — лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям. Социальная депривация возникает, когда ребенок живет в семье, но частично или полностью изолирован от более широкой общественной среды. Это может происходить по причине наличия у ребенка какого-либо сенсорного или физического дефекта, из-за желания родителей изолировать ребенка (принадлежность к секте, невротическая, психопатическая, психотическая личность родителей) или из-за уединенности проживания семьи, изолированности от современной общественно-культурной жизни. Другим частным примером социальной депривации может служить пребывание детей в концентрационных лагерях во время второй мировой войны. Социальная депривация характеризуется отсутствием совместной игры, групповой жизни, социального опыта.

4). Когнитивная депривация. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Происходит перегрузка ребенка недифференцированными внешними стимулами. По мнению И. Лангмейера и З.Матейчика, ребенок из подобной среды будет отличаться нерегулируемой гиперактивностью и недифференцируемым интересом ко всему происходящему со склонностью к поиску все новых стимулов без направленного выбора. Когнитивная депривация противопоставляется авторами классификации сенсорной депривации; эмпирически когнитивная депривация не изучена и описана только в теоретической депривационной модели без ссылок на примеры.

Существует также социальный фактор, который хотя и негативно действует на развитие ребенка, но не приводит к возникновению аномалий. Это педагогическая запущенность. Это состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школе. Педагогически запущенный ребенок — это здоровый, потенциально полноценный, но недостаточно воспитанный, обученный и развитый. Педагогически запущенные дети не имеют нарушений интеллекта, но в школе не успевают. Такой ребенок растет в примитивной среде, с недостаточной гигиеной и воспитательным надзором, без пригодных примеров зрелого поведения, с недостаточным школьным обучением. В отличие от аномального, педагогически запущенный ребенок не отличается от сверстников в практической, общественной жизни и даже может их превосходить. Не приводя к возникновению аномалий, педагогическая запущенность может стать фактором, усиливающим отставание в развитии детей с первичными дефектами.

Социальные факторы, негативно действующие на развитие аномальных детей: неполнота семьи, многодетность, конфликты и разводы в семье, низкий уровень образования родителей, алкоголизм и асоциальное поведение родителей, скудный бюджет, двуязычие в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов. Благоприятные социальные факторы: доброжелательные отношения в семье, любовь родителей к ребенку, поддержка, внимание, речевая стимуляция, своевременные воспитывающие и обучающие воздействия.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М., 1983.

2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 2000.

3. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1979.

4. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

5. Саенко Ю.В. Специальная психология. Курс лекций. – Таганрог, 2003.

6. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

Лекция № 5 (2 часа).

Раздел 3. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины.

|следующая лекция ==>
Понятие и структура дефекта. Первичный и вторичный дефект|Дети с задержкой психического развития

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 17058 ; Нарушение авторских прав? ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector