0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины и классификация болезни

3. Общая этиология

Общая этиология — учение о причинах и условиях возникновения болезни. Знание причин и условий возникновения каждой болезни необходимо для ее эффективного лечения и предупреждения (профилактики). Общая этиология изучает также взаимодействие причин, условий и реактивности организма, развитие взглядов на значение причин и условий в возникновении болезней, а также проблему эволюционного становления факторов, обуславливающих появление заболеваний (рис.2).

Причиной болезни (этиологическим фактором) называют фактор, способный при взаимодействии с организмом вызвать болезнь и определяющий ее специфику. Причиной болезни может стать любое воздействие из окружающей среды, которое вызывает количественные и качественные изменения биологического эффекта, выходящие за пределы физиологической нормы. Поэтому такое воздействие называют чрезвычайным раздражителем. Следует отметить, что внешний раздражитель может стать чрезвычайным как при увеличении, так и при уменьшении его энергии (например, патологическое действие на человека как избытка, так и недостатка солнечной энергии).

Классификация причин болезни

В зависимости от свойств этиологического фактора выделяют следующие виды причин болезней: механические, физические, химические и биологические. У человека причиной болезни могут быть психогенные воздействия. Недостаток этой классификации состоит в том, что в ней не учитывается характер ответной реакции организма. Поэтому более обоснованным и полным является принцип классификации, предложенный П.Д. Горизонтовым. В зависимости от свойств этиологического фактора и характера ответной реакции организма согласно данной классификации выделяют три группы причин болезней:

1. Патогенные факторы, вызывающие болезнь вследствие прямого повреждения субклеточных структур, клеток, тканей и органов, т. е. по механизму безусловнорефлекторного воздействия (механические, физические, химические и биологические повреждающие факторы).

2. Индифферентные факторы, способные вызвать болезнь при изменении генетических свойств или при повторном воздействии на организм.

А. Изменение генетических свойств затрудняет адаптацию и приводит к нарушению гомеостаза организма при действии этого индифферентного (безвредного в обычных условиях) фактора. Примеры: нарушения обмена веществ в организме человека при наследственных дефектах синтеза ферментов, необходимых для обмена некоторых аминокислот, глюкозы (наследственные ферментопатии).

Б. Повторная встреча с раздражителем может вызвать заболевание по механизму условного рефлекса (воспроизведение пережитого ранее психоэмоционального напряжения при попадании в обстановку, где оно возникло) или по механизму «второго удара» (следовой реакции). Действие «индифферентного» раздражителя оставляет «след» в виде нарушения интеграции в функциональной системе и нарушения внутрисистемного контроля. При повторном воздействии раздражителя может происходить усиление дезинтеграции и развитие биологически нецелесообразной ответной реакции.

3. «Психогенные» факторы действуют через социальную среду (в основном через вторую сигнальную систему). Происходит перенапряжение и срыв высшей нервной деятельности, нарушение регулирующих влияний высших отделов мозга. К этой группе относят ятрогенные заболевания, вызванные неблагоприятными психогенными влияниями врача (неосторожные объяснения, вызывающие различные фобии, небрежные реплики врача в присутствии больного и т. д.).

Причина абсолютно необходима для возникновения болезни и определяет ее специфические черты (туберкулез вызывается палочкой Коха, без которой не может быть специфических функциональных и морфологических изменений) (рис. 4).

Условия — факторы, которые могут влиять на возникновение болезни, но, в отличие от причинного фактора, не являются обязательными: для возникновения некоторых заболеваний достаточно действия причинного фактора (достаточная доза облучения, механическая травма и некоторые др.).

Однако во многих случаях эффективность действия причины зависит от условий: условия модулируют взаимодействие причинного фактора с организмом и могут способствовать или препятствовать возникновению болезни.

Классификация причин болезней

В зависимости от свойств этиологического фактора причи­ны болезней делят на механические, физические, химические и биологические.

У человека причиной болезни могут быть психогенные воздействия. Недостаток этой классификации состоит в том, что в ней не учитывается характер ответной реакции организма. Поэтому более обоснованным и полным является прин­цип классификации, предложенный П.Д. Горизонтовым. В зависимости от свойств этиологического факто­ра и характера ответной реакции организма согласно данной классификации выделяют 3 группы причин болезней:

1. Патогенные факторы, вызывающие болезнь вследствие прямого по­вреждения субклеточных структур, клеток, тка­ней и органов, т.е. по меха­низму безусловнорефлекторного воздействия (механические, физические, химические и био­логические повреждающие факторы).

2. Индифферентные факторы, способные вызвать болезнь при изменении генетических свойств или при повторном воз­действии на организм.

А. Изменение генетических свойств затрудняет адаптацию и приводит кнарушению гомеостаза организма при действии этого индифферентного (безвредного в обычных условиях) фактора. Примеры: нарушения обмена веществ в организме человека при наследственных дефектах синтеза фермен­тов, необходимых для обмена некоторых аминокислот, глюкоза (наследст­венные ферментопатии).

Б. Повторная встреча с раздражителем может вызвать забо­левание по механизму условного рефлекса (воспроизведение пережитого ранее психо­эмоционального напряжения при по­падании в обстановку, где оно возникло) или по механизму «второго удара» (следовой реакции). Действие «индиффе­рен­тного» раздражителя оставляет «след» в виде нарушения ин­теграции в функциональной системе и нарушения внутри­системного контроля. При по­вторном воздействии раздражи­теля может происходить усиление дезинтегра­ции и развитие биологически нецелесообразной ответной реакции.

3.«Психогенные» факторы действуют через социальную среду (в основ­ном через 2-ю сигнальную систему). Проис­ходит перенапряжение и срыв высшей нервной деятельности, нарушение регулирующих влияний высших отделов мозга. К этой группе относят ятрогенные заболевания, вызванные не­благоприятными психогенными влияниями врача (неосторож­ные объяснения, вызывающие различные фобии, небрежные реплики врача в присутствии больного и т.д.).

Внутренние условия (эндогенные) – наследственные и приобретенные свойства отдельного организма: на­следственность, конституция, пол, возраст, пере­несенные заболевания, отражающиеся на свойствах его индивидуальной реактивности и резистентности (сопротивляемости).

Реактивность – свойство целостного организма дифференцированно реагировать изменением жизнедеятельности на воздействие факторов внешней и внутренней среды.

Реактивность определяется многими факторами и проявляется разнообразными формами изменений жизнедеятельности индивида. В связи с этим различают несколько категорий реактивности.

1) Видовая реактивность детерминируется видовыми особенностями (например, атеросклероз часто наблюдается у людей, но не у кроликов; у кроликов не развивается сифилис при инфицировании их возбудителем болезни, в отличие от человека).

2) Групповая реактивность свойственна отдельным группам людей. Выделяют реактивность возрастную, половую и конституциональную.

· Возрастная: например, дети (в связи с несовершенством их иммунной системы) чаще взрослых подвержены инфекционным заболеваниям.

· Половая: разная устойчивость мужчин и женщин к кровопотере (у женщин она выше), физической нагрузке (выше у мужчин).

· Конституциональная: астеники (в отличие от нормостеников) менее устойчивы к сильным и длительным физическим и психическим нагрузкам.

3) Индивидуальная реактивность присуща отдельным людям.

Полиэтиологичность

Типовой патологический процесс вызывается большим числом причин различной природы (физической, химической, биологической) и происхождения (экзо- и эндогенного, инфекционно-паразитарного и неинфекционного), реализующих своё патогенное действие в самых разных условиях. Например, причиной воспаления могут быть механическая травма; воздействие тепла, холода, различных химических веществ; микроорганизмы; избыток метаболитов (солей молочной, мочевой и других кислот) и др.

8. Виды биологических факторов, оказывающих патогенное воздействие на организм, и механизмы их патогенного действия. Понятие о социально обусловленных болезнях человека. Основные формы «болезней цивилизации» и их сущность.

Биологическими называются факторы, связанные с воздействием живых объектов. К числу биологических факторов относится воздействие на человека болезнетворных бактерий, грибов, вирусов, гельминтов, простейших.

Продукты их жизнедеятельности или деградации вызывают расстройства функций клетки, нарушают течение в ней метаболических реакций, проницаемость или даже целостность мембран, подавляют активность клеточных ферментов. Повреждение клетки нередко обусловливается факторами иммунных и аллергических процессов. Они могут быть вызваны, в частности, сходством антигенов, например, микроорганизмов и клеток организма.

Причины и классификация болезни

Этиология психических заболеваний разнообразна. Инфекции нередко становятся причиной психических болезней. Одни из них возникают в результате непосредственного воздействия инфекции на мозг (менингиты, энцефалиты, и инфекционное поражение сосудов мозга), другие — в результате общего инфекционного заболевания. Среди последних часть наступает вследствие интоксикации мозга в связи с общей инфекцией, другая — вследствие вторичного распространения инфекции на мозг. Отравление различными ядами — лекарственными, промышленными, пищевыми и др.—также может стать причиной психических болезней.

Соматические неинфекционные болезни, заболевания желез внутренней секреции, авитаминозы в результате аутоинтоксикации, истощения вызывают развитие психозов, значительно чаще—более легкие расстройства психики.

В результате различных травм головного мозга — ушибов, сотрясений, ранений и поражений взрывной волной — наступают временные, длительные и хронические психические нарушения, нередко тяжелые.Опухоли головного мозга и другие грубоорганические его поражения обычно сопровождаются теми или иными психическими расстройствами.Различного рода пороки строения головного мозга, отклонения в развитии высшей нервной деятельности также сопровождаются психическими изменениями.

Тяжелые психические потрясения порой вызывают развитие психоза, но не столь часто, как это принято думать. Психогенные травмы чаще приводят к расстройствам типа невроза.

Все перечисленные столь разные вредности внешней среды при одной совокупности обстоятельств становятся непосредственной причиной психических болезней, при другой — условиями, содействующими возникновению или обострению их течения.

Влияние неблагоприятной наследственности несомненно для ряда психических болезней, но оно не абсолютно. Одна и та же болезнь наступает и в семьях, члены которых болели этой болезнью, и в семьях, среди членов которых никогда ни у кого ее не было. Среди больных одними болезнями или их отдельными формами наследственная отягощенность встречается чаще; среди больных другими болезнями — значительно реже. При тяжелой наследственности последующее поколение может быть здоровым даже при наличии психического заболевания у обоих родителей. Имеются также наблюдения, что при значительной наследственной отягощенности наступающие в последующих поколениях психические болезни протекают более благоприятно, чаще атипично.

Влияние наследственности на возникновение психических болезней остается далеко еще не изученным.

Современное состояние учения об этиологии психических болезней еще несовершенно. И теперь в какой-то мере не потеряло своего значения давнее высказывание Модели: «Причины помешательства, обыкновенно перечисляемые авторами, так общи и неопределенны, что весьма трудно составить о них точное понятие. Почти не менее трудно при встрече лицом к лицу с достоверным случаем помешательства и при всех благоприятных условиях исследования с несомненностью определить причины болезни». В психиатрии, как и во всей остальной патологии, связь между причинами и производимыми процессами представляет самую неизвестную область знания (Гризингер).

Для возникновения психической, как и всякой другой болезни, решающее значение имеют те внешние и внутренние условия, при которых причина оказывает свое действие. Причина вызывает болезнь не всегда, не фатально, а лишь при стечении ряда обстоятельств, причем для разных причин значение условий, определяющих их действие, различно. Это касается всех причин, вплоть до возбудителей инфекционных болезней. Один вид инфекции, попав в организм, почти неизбежно вызывает болезнь (возбудитель чумы, оспы), другие инфекционные болезни наступают лишь при соответствующих условиях (скарлатина, грипп, дифтерия, дизентерия). Не каждое инфицирование вызывает болезнь, в свою очередь не каждая инфекционная болезнь приводит к психозу. Из этого следует, что «линейное» понимание этиологии не объясняет всю сложность возникновения психических болезней, как, впрочем, и любых других (И. В. Давыдовский). «Линейное» понимание гриппа как причины возникновения инфекционного психоза, психической травмы как причины невроза, правильно. Но вместе с тем такая на первый взгляд безусловно верная трактовка причины и следствия становится упрощенной и беспомощной при толковании не только природы наступающих в таких случаях болезней, но и заболевания отдельного больного. Нельзя, например, ответить на вопрос, почему одна и та же причина, в данном случае грипп, у одного вызывает преходящий, у другого хронический психоз, а у огромного большинства протекает без какого-либо психического расстройства. То же относится и к психогенной травме, приводящей в одних случаях к наступлению невроза, в других — к обострению психопатии и у третьих не вызывающей никаких болезненных отклонений. Далее обнаруживается, что в очень многих случаях причина, непосредственно вызывавшая патологию, не равна следствию, что часто ничтожная причина приводит к далеко идущим изменениям. Так, казалось бы, на первый взгляд основная и единственная причина болезни, тот же грипп или психическая травма, по мере развития психического патологического процесса превращается в нечто совсем второстепенное, в одно из условий наступления заболевания. Примером этому может служить хроническая прогрессирующая психическая болезнь (шизофрения), возникающая непосредственно после гриппа или психогенной травмы, или даже физиологического процесса — нормальных родов.

Читать еще:  Почему остеохондроз молодеет

Во всех подобных случаях, неизбежно подчиняясь законам детерминизма, первоначальные «линейные» связи начинают расширяться и в дополнение к ним вводятся различные индивидуальные свойства заболевшего. В результате этого видимая внешняя причина (causa externa) становится внутренней (causa interna), т. е. в процессе анализа происхождения болезни и ее развития обнаруживаются чрезвычайно сложные причинно-следственные отношения (И. В. Давыдовский).

Наступление болезней, в том числе и психических, их развитие, течение и исход зависят от взаимодействия причины, различных вредных влияний внешней среды и состояния организма, т. е. от соотношения внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов (движущих сил).

Под эндогенным понимают физиологическое состояние организма, определяемое типом высшей нервной деятельности и ее состоянием в момент действия вредности (исходное состояние высшей нервной деятельности), полом, возрастом, наследственными задатками, иммунологическими и реактивными особенностями организма, следовыми изменениями его под влиянием действия различных вредностей в прошлом. Таким образом, эндогенное не рассматривается ни в качестве только наследственно обусловленного, ни неизменного состояния организма (И. В. Давыдовский).

Значение экзогенных и эндогенных движущих сил различно при разных психических болезнях и у разных больных. Каждая болезнь, возникая при наличии причины, наступает в результате характерного для нее взаимодействия названных движущих сил. Так, острые травматические психозы развиваются при доминировании непосредственного внешнего воздействия. Для наступления инфекционных психозов нередко большое значение имеют эндогенные особенности (наиболее частое развитие лихорадочного делирия у детей, а также у женщин). Наконец, существуют отдельные психические болезни, при которых, говоря словами И. В. Давыдовского, производящий этиологический фактор непосредственно не ощущается и самое развитие болезненных явлений идет подчас как бы из основного физиологического (эндогенного) состояния субъекта, без ощутимого толчка извне.

Условия внешней и внутренней среды могут, в зависимости от конкретных обстоятельств, препятствовать или способствовать возникновению болезни. Вместе с этим одни условия даже при слабом благоприятном их стечении, без причины, вызвать болезнь не могут. Нейтрализация действия причины предупреждает возникновение болезни даже при наличии всех необходимых условий для ее наступления. Так, своевременно начатое интенсивное лечение инфекционных болезней антибиотиками, сульфаниламидными препаратами предупреждает развитие делирия , в том числе и при наличии эндогенного к нему предрасположения. С начала асептического ведения родов число септических послеродовых психозов снизилось во много раз во всех странах.

Классификация психических болезней построена на основе нозологического принципа. Нозологическая самостоятельность каждой отдельной психической болезни определяется единством этиологии и патогенеза. Иначе, нозологически самостоятельная психическая болезнь (нозологическая единица) складывается только из тех случаев заболевания, которые возникают в результате действия одинаковой причины и обнаруживают одинаковые механизмы развития страдания. Заболевания, возникающие от одной причины, но обнаруживающие разный механизм развития страдания, не могут быть объединены в единую нозологически самостоятельную болезнь. Примером таких этиологически однородных, но нозологически разных болезней могут быть сифилитический психоз, спинная сухотка, прогрессивный паралич. Все эти заболевания возникают в результате сифилитической инфекции, но патогенез их (т. е. как возникает болезнь) совершенно различен, что и делает их нозологически разными болезнями. То же можно сказать о белой горячке, корсаковском психозе, алкогольном бреде ревности, алкогольном галлюцинозе: этиология их единая — хронический алкоголизм, патогенез различен, поэтому каждая из них представляет самостоятельную болезнь. Совершенно так же не могут рассматриваться в качестве нозологически единой болезни заболевания с единым патогенезом, но различной этиологией. Патогенез делирия одинаков и при хроническом алкоголизме, и при ревматизме, п при пеллагре, но этиология его различна. В соответствии с этим выделяются самостоятельные болезни (отдельные нозологические единицы): белая горячка, ревматический психоз, пеллагрозный психоз.

Но единство этиологии и патогенеза установлено в настоящее время далеко еще не при всех психических болезнях. У ряда психических болезней найдена причина, но еще не исследован патогенез. В других болезнях более совершенно изучен патогенез, но неизвестна этиология. Многие психические болезни выделены в качестве нозологических единиц лишь на основании единообразия клинического выражения.

Такое установление нозологической самостоятельности болезней обосновывается тем, что клинические проявления, их развитие и исход представляют собой внешнее выражение особенностей патогенеза и патокинеза забо-левания, и следовательно, косвенно отражают и его этиологические особенности. Историческим примером этого может быть прогрессивный паралич, который в середине XIX века был выделен в качестве нозологической единицы только на основании данных клинического исследования. Обнаружение в начале XX века его сифилитической этиологии и патогенеза, отличающегося от других форм сифилиса центральной нервной системы, подтвердило нозологическую самостоятельность этой болезни, первоначально обоснованную исключительно клиническим методом.

Видео YouTube

Столь значительное различие в знании природы отдельных психических болезней отражает и историю развития психиатрии, и современное ее состояние. Несомненно, что дальнейший прогресс в исследовании клиники, патогенеза и этиологии психических болезней внесет дальнейшие существенные коррективы в современную нозологическую классификацию болезней.

Третий Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров в 1963 г. принял для представления во Всемирную организацию здравоохранения, в связи с 8-м пересмотром Международной классификации всех болезней, советский проект классификации психических болезней. В экспертных комитетах Всемирной организации здравоохранения он, вместе с проектами, представленными другими странами, был подробно рассмотрен. В результате была выработана нижеследующая Международная классификация психических болезней. Она вводится в действие с 1968 г.

Принципы классификации болезней.

Раздел: № 1 «Общая патология».

Тема № 1. 1. « Патологии, как наука», «Общие закономерности возникновения, развития и течения болезни»

Инструкция для студентов.

1. Изучите тему: «Предмет, задачи и методы патологии» используя данное пособие.

2. Выучите термины из раздела №1. стр. 5-6 уч. пособие «Патология в терминах и понятиях » под ред. Н.И. Кувшиновой и Н.Я. Калининой.

3. Выполните задания в тестовой форме по теме занятия. Проконтролируйте правильность выполнения заданий по эталонам ответов (см. приложение № 1.)

4. Подготовьте ответы на вопросы устно

5. Составьте краткое сообщение об одном из выдающихся патологоанатомов

А.И. Абрикосове, А.И. Струкове, Н.И. Краевском и т. д. (см. приложение № 3.)

Теоретическая часть.

Патология

(греч. Pathos страдание, болезнь+ logos учение)-это наука, о закономерностях возникновения, течения и исхода болезней.Одновременно изучаются морфологические изменения (патологическая анатомия)и функциональные нарушения (патологическая физиология)при болезни на различных уровнях: на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы молекулы.

Различают общую и частную патологию.

Общая патологияизучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов болезней и защитные силы организма, направленные на восстановление нарушенных функций, т.е. даёт представление о типовых патологических процессах, формирует абстрактное представление о болезни (нозология – это учение о болезни) как о совокупности важнейших явлений, составляющих её сущность.

Частная патологияизучает закономерности возникновения и развития конкретных болезней.

Задачи патологии:

1.Сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение болезней и лечение заболевших

2.Раскрытие сущности болезни; выяснение наиболее общих закономерностей возникновения, течения и исхода заболевания;

3.Установление окончательного правильного диагноза и определение причины смерти;

4.Объяснение клинических проявлений болезни и причины не успешности лечения и реанимации;

5.Определение направления поиска принципов профилактики и лечения болезней.

Объект исследования патологоанатома: больной человек, труп, экспериментальное животное.

Методы исследования

Биопсия – это операция, при которой у живого человека берётся кусочек ткани и исследуется визуально и под микроскопом методами:

1. световой микроскопии или

2. электронной микроскопии.

На основании структурных изменений патологоанатомом ставит диагноз.

Цитологическое исследование – это исследование отдельных клеток из мазков с поверхности органа или при пункции больного органа.

Аутопсия (посмертная диагностика) – это вскрытие трупа, помогающее установить причину смерти.

Эксперимент– это моделирование болезней на животных.

Патология – это медико-биологическая наука, концентрирующая опыт биологических наук (биология, биохимия, анатомия, физиология, гистология, генетика, иммунология, вирусология) и клинических дисциплин ( терапия, хирургия, неврология, педиатрия). Для познания сущности патологических процессов патология использует данные клинического обследования. Применение новых методов исследования : эндоскопии, эхографии, компьютерной томографии и других позволяет визуально определять локализацию, размеры и даже характер патологического процесса, обогащает знания об общих закономерностях развития болезней человека и открывает пути развития прижизненной диагностики заболеваний.

Таким образом, патология является фундаментальной наукой, теорией и практикой медицины.

Здоровье и болезнь.

Жить можно в здоровье и в болезни. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Критерии здоровья: уравновешенность организма с окружающей средой, благодаря его способности как единого целого поддерживать гомеостаз, и сохранять трудоспособность.

Болезнь – это есть особая форма жизни в изменившихся условиях, сопровождающаяся нарушением регуляции и приспособляемости в повреждённом организме и снижением работоспособности. Болезнь отличается от патологической реакции, патологического состояния.

Патологическая реакция – это неадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма на какое — либо воздействие. Например, кратковременное повышение АД после нервного напряжения, чего в норме не бывает.

Патологический процесс – это закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора, которые, в отличие от физиологических реакций, приводят к нарушению гомеостаза. При различных заболеваний встречаются одинаковые патологические процессы (чаще их комбинации), независимо от причины, индивидуальных особенностей организма, условий окружающей среды и т .д . Такие процессы называются типовымиили стереотипными. Например, отёк, дистрофия, гипоксия, лихорадка, аллергия и другое.

Патологическое состояние – это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, мало меняющееся во времени. Например, культя после ампутации конечности. Иногда патологическое состояние может привести к болезни. Например, при рубцовом сужении пищевода возникают болезни желудочно-кишечного тракта, так как нарушается пищеварение.

В познании сущности болезней следует выделять: причину болезни ( этиология), механизм развития и условия возникновения (патогеноз), закономерности течения, выздоровления, степень риска развития смертельных осложнений (исходы, прогноз)

Этиология

Этиология — учение о причинах и условиях возникновения болезней и принципах этиотропной профилактики и терапии. Повреждающий фактор, вызывающий при определенных условиях болезнь и определяющий его специфичность, называется этиологическим(причина). Без него невозможно развитие данного заболевания.

По происхождениювсе этиологические факторы делят на две группы:

I.Внешние или экзогенные (5 групп):

1) механические– обладающие большим запасом кинетической энергии, способные вызвать перелом, растяжение, размозжение и т.д.;

2) физические – электрические (ожоги, электрошок), ионизирующее излучение (лучевые ожоги, лучевая болезнь), термические факторы (ожоги, отморожения);

3) химические —воздействие кислот, щелочей, ядов;

4) биологические — вирусы, бактерии, гельминты;

5) психогенные– точкой приложения этих факторов является кора головного мозга.

II. Внутренние, или эндогенные(наследственные и конституциональные факторы). Например, у предка под влиянием радиации изменился генетический аппарат (мутация). Мутантный ген передаётся из поколения в поколение, и наследник оказывается больным.

Болезнетворные условия – это факторы, которые сами по себе не вызывают определённое заболевание, но способствуют его возникновению. Условия бывают внутренние (наследственная предрасположенность, ранний или старческий возраст и другое) и внешние (переутомление, раннее перенесённые заболевания, нарушение питания и т. д) Например, сапрофиты, присутствующие у всех людей на коже слизистых, в обычных условиях заболевания не вызывают. Если под влиянием каких-либо условий (авитаминоз, ионизирующее облучение т. д ) снижается реактивность организма, то эти микроорганизмы становятся причиной патологии (фурункулез, стоматит т. д ). Существуют иблагоприятные условия (рациональное питание, хорошая физическая подготовка, хороший уход за больным ), которые способствуют более лёгкому течению заболевания и быстрому выздоровлению, а иногда нейтрализуют причину и тогда, например, носитель туберкулёзной палочки может оставаться практически здоровым человеком. Знание этиологии болезней необходимо для их профилактики и лечения.

Читать еще:  Причины болевых ощущений в челюсти и какие осложнения могут быть

Профилактика бывает первичная, когда профилактические меры направлены на причину заболевания, и вторичная – на условия уже возникшего заболевания.

Патогенез

Патогенез — учение о механизмах устойчивости, развития болезни, выздоровления, умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии, а также учение о наследственности, конституции и реактивности. Патогенез заболевания начинается с повреждения, которое сопровождается нарушением функции. Степень структурных изменений может быть различна: от невидимых глазу изменений до обширных и достаточно глубоких.

Механизмы патогенеза:

1.Прямоеповреждающее действие – механические, термические, химические факторы; 2.Гуморальное– через кровь, лимфу и межклеточную жидкость (распространение опухолевых клеток);

3.Нервно — рефлекторное – через нервную систему вследствие нарушения регуляторных процессов.

Изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов, т .е . тех изменений в организме, которые возникают в ответ на воздействие этиологического фактора (на первичные повреждения) и в дальнейшем вызывают появление новых расстройств жизнедеятельности (вторичные повреждения), т . е . играют роль причины в развитии болезни. В патогенезе необходимо выделить главное звено, которое определяет развитие конкретного процесса. Например, при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия расширяется левое предсердие, возникает застой в лёгких, затем расширяется правый желудочек, возникает застой в большом круге кровообращения, ещё более усиливается гипоксия из-за сердечной недостаточности. Если своевременно устранить главное звено (оперативным путём ликвидировать сужение атриовентрикулярного отверстия), ликвидируются все указанные нарушения и наступает выздоровление. В противном случае нарушается гомеостаз и формируется порочный круг патогенеза.

Принципы классификации болезней.

1.Этиологическая классификация. Болезни сгруппированы по общности: инфекционные и неинфекционные, пищевые, токсические инфекции, профессиональные, наследственные болезни.

2. Топографо — анатомическая классификация. Учитывается пораженный орган: болезнь уха, сердца, почек, печени и т. д.

3.Классификация по возрасту и полу: болезни новорожденных (неонтология), детского

возраста (педиатрия), старческого возраста (геронтология), гинекология.

4. Экологическая классификация: болезни тропических стран (малярия, серповидно клеточная анемия), болезни крайнего севера (гиповитаминозы).

5. Классификация по общности патогенеза: аллергические заболевания, воспалительные, опухоли, шок, болезни адаптации.

6. Классификация по продолжительности заболевания: острые (до 14 дней), под острые (15 – 40 дней), хронические (свыше 40 дней).

Проявление болезни.

Симптом

Симптомы – признаки болезней, клинические проявления. Различают общие и местные, специфические и неспецифические симптомы.

Общие симптомы – признаки, характерные для всего организма: недомогание, потливость, повышение температуры.

Местные симптомы проявляются на коже (волдырь, ожог), на других участках организма.

Неспецифические признаки встречаются при многих болезнях (лихорадка, головная боль и др.). Специфические симптомы характерны для определенного заболевания (сыпь при скарлатине, «куриная слепота» при авитаминозе А).

Все симптомы подразделяются на субъективные и объективные. Субъективные симптомы возникают вследствие определенных ощущений больного человека, т. е. Субъекта (это головная боль, недомогание и др. патологические ощущения).

К объективным симптомам относят те, которые можно определить или подтвердить лабораторно, увидеть или прощупать (сыпь, изменение в крови, увеличение или изменение формы и величины органа).

Синдрм

Синдром– группа симптомов, характерная для определенной болезни

(нефротический, депрессивный, геморрагический синдромы). По выявлению какого-либо

синдрома можно судить о тех или иных нарушениях в организме, о дисфункциях органа или системы, что облегчает постановку диагноза заболевания.

Периоды течения болезни.

1. Латентный(инкубационный для инфекционных заболеваний) или предболезнь – от момента воздействия раздражения до появления симптомов болезни. В этот период организм мобилизует защитные механизмы и препятствует возникновению повреждений, приводящих к клиническим проявлениям болезни. При достаточных адаптационных возможностях гомеостаз сохраняется, и нарушенные функции восстанавливаются. При недостаточности приспособительных реакций организма, которые могут быть даже значительно усилены, развивается болезнь.

2.Продромальныйпериод проявляетсянеспецифическими, общие для многих болезней симптомы расстройства, прежде всего центральной нервной системы: недомогание, слабость, плохое настроение, усталость, головная боль и т. д.

3.Разгар болезни– появляются специфическиесимптомы болезни. В этот период развиваются наряду с повреждением и компенсаторные изменения в организме. Но могут возникать и осложнения – присоединение к основному заболеванию другого патологического процесса или другого заболевания, необязательных для данной болезни, но возникших в связи с ним.

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 3135 | Нарушение авторских прав

Принципы классификации болезней.

Раздел: № 1 «Общая патология».

Тема № 1. 1. « Патологии, как наука», «Общие закономерности возникновения, развития и течения болезни»

Инструкция для студентов.

1. Изучите тему: «Предмет, задачи и методы патологии» используя данное пособие.

2. Выучите термины из раздела №1. стр. 5-6 уч. пособие «Патология в терминах и понятиях » под ред. Н.И. Кувшиновой и Н.Я. Калининой.

3. Выполните задания в тестовой форме по теме занятия. Проконтролируйте правильность выполнения заданий по эталонам ответов (см. приложение № 1.)

4. Подготовьте ответы на вопросы устно

5. Составьте краткое сообщение об одном из выдающихся патологоанатомов

А.И. Абрикосове, А.И. Струкове, Н.И. Краевском и т. д. (см. приложение № 3.)

Теоретическая часть.

Патология

(греч. Pathos страдание, болезнь+ logos учение)-это наука, о закономерностях возникновения, течения и исхода болезней.Одновременно изучаются морфологические изменения (патологическая анатомия)и функциональные нарушения (патологическая физиология)при болезни на различных уровнях: на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы молекулы.

Различают общую и частную патологию.

Общая патологияизучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов болезней и защитные силы организма, направленные на восстановление нарушенных функций, т.е. даёт представление о типовых патологических процессах, формирует абстрактное представление о болезни (нозология – это учение о болезни) как о совокупности важнейших явлений, составляющих её сущность.

Частная патологияизучает закономерности возникновения и развития конкретных болезней.

Задачи патологии:

1.Сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение болезней и лечение заболевших

2.Раскрытие сущности болезни; выяснение наиболее общих закономерностей возникновения, течения и исхода заболевания;

3.Установление окончательного правильного диагноза и определение причины смерти;

4.Объяснение клинических проявлений болезни и причины не успешности лечения и реанимации;

5.Определение направления поиска принципов профилактики и лечения болезней.

Объект исследования патологоанатома: больной человек, труп, экспериментальное животное.

Методы исследования

Биопсия – это операция, при которой у живого человека берётся кусочек ткани и исследуется визуально и под микроскопом методами:

1. световой микроскопии или

2. электронной микроскопии.

На основании структурных изменений патологоанатомом ставит диагноз.

Цитологическое исследование – это исследование отдельных клеток из мазков с поверхности органа или при пункции больного органа.

Аутопсия (посмертная диагностика) – это вскрытие трупа, помогающее установить причину смерти.

Эксперимент– это моделирование болезней на животных.

Патология – это медико-биологическая наука, концентрирующая опыт биологических наук (биология, биохимия, анатомия, физиология, гистология, генетика, иммунология, вирусология) и клинических дисциплин ( терапия, хирургия, неврология, педиатрия). Для познания сущности патологических процессов патология использует данные клинического обследования. Применение новых методов исследования : эндоскопии, эхографии, компьютерной томографии и других позволяет визуально определять локализацию, размеры и даже характер патологического процесса, обогащает знания об общих закономерностях развития болезней человека и открывает пути развития прижизненной диагностики заболеваний.

Таким образом, патология является фундаментальной наукой, теорией и практикой медицины.

Здоровье и болезнь.

Жить можно в здоровье и в болезни. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Критерии здоровья: уравновешенность организма с окружающей средой, благодаря его способности как единого целого поддерживать гомеостаз, и сохранять трудоспособность.

Болезнь – это есть особая форма жизни в изменившихся условиях, сопровождающаяся нарушением регуляции и приспособляемости в повреждённом организме и снижением работоспособности. Болезнь отличается от патологической реакции, патологического состояния.

Патологическая реакция – это неадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма на какое — либо воздействие. Например, кратковременное повышение АД после нервного напряжения, чего в норме не бывает.

Патологический процесс – это закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора, которые, в отличие от физиологических реакций, приводят к нарушению гомеостаза. При различных заболеваний встречаются одинаковые патологические процессы (чаще их комбинации), независимо от причины, индивидуальных особенностей организма, условий окружающей среды и т .д . Такие процессы называются типовымиили стереотипными. Например, отёк, дистрофия, гипоксия, лихорадка, аллергия и другое.

Патологическое состояние – это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, мало меняющееся во времени. Например, культя после ампутации конечности. Иногда патологическое состояние может привести к болезни. Например, при рубцовом сужении пищевода возникают болезни желудочно-кишечного тракта, так как нарушается пищеварение.

В познании сущности болезней следует выделять: причину болезни ( этиология), механизм развития и условия возникновения (патогеноз), закономерности течения, выздоровления, степень риска развития смертельных осложнений (исходы, прогноз)

Этиология

Этиология — учение о причинах и условиях возникновения болезней и принципах этиотропной профилактики и терапии. Повреждающий фактор, вызывающий при определенных условиях болезнь и определяющий его специфичность, называется этиологическим(причина). Без него невозможно развитие данного заболевания.

По происхождениювсе этиологические факторы делят на две группы:

I.Внешние или экзогенные (5 групп):

1) механические– обладающие большим запасом кинетической энергии, способные вызвать перелом, растяжение, размозжение и т.д.;

2) физические – электрические (ожоги, электрошок), ионизирующее излучение (лучевые ожоги, лучевая болезнь), термические факторы (ожоги, отморожения);

3) химические —воздействие кислот, щелочей, ядов;

4) биологические — вирусы, бактерии, гельминты;

5) психогенные– точкой приложения этих факторов является кора головного мозга.

II. Внутренние, или эндогенные(наследственные и конституциональные факторы). Например, у предка под влиянием радиации изменился генетический аппарат (мутация). Мутантный ген передаётся из поколения в поколение, и наследник оказывается больным.

Болезнетворные условия – это факторы, которые сами по себе не вызывают определённое заболевание, но способствуют его возникновению. Условия бывают внутренние (наследственная предрасположенность, ранний или старческий возраст и другое) и внешние (переутомление, раннее перенесённые заболевания, нарушение питания и т. д) Например, сапрофиты, присутствующие у всех людей на коже слизистых, в обычных условиях заболевания не вызывают. Если под влиянием каких-либо условий (авитаминоз, ионизирующее облучение т. д ) снижается реактивность организма, то эти микроорганизмы становятся причиной патологии (фурункулез, стоматит т. д ). Существуют иблагоприятные условия (рациональное питание, хорошая физическая подготовка, хороший уход за больным ), которые способствуют более лёгкому течению заболевания и быстрому выздоровлению, а иногда нейтрализуют причину и тогда, например, носитель туберкулёзной палочки может оставаться практически здоровым человеком. Знание этиологии болезней необходимо для их профилактики и лечения.

Профилактика бывает первичная, когда профилактические меры направлены на причину заболевания, и вторичная – на условия уже возникшего заболевания.

Патогенез

Патогенез — учение о механизмах устойчивости, развития болезни, выздоровления, умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии, а также учение о наследственности, конституции и реактивности. Патогенез заболевания начинается с повреждения, которое сопровождается нарушением функции. Степень структурных изменений может быть различна: от невидимых глазу изменений до обширных и достаточно глубоких.

Механизмы патогенеза:

1.Прямоеповреждающее действие – механические, термические, химические факторы; 2.Гуморальное– через кровь, лимфу и межклеточную жидкость (распространение опухолевых клеток);

3.Нервно — рефлекторное – через нервную систему вследствие нарушения регуляторных процессов.

Изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов, т .е . тех изменений в организме, которые возникают в ответ на воздействие этиологического фактора (на первичные повреждения) и в дальнейшем вызывают появление новых расстройств жизнедеятельности (вторичные повреждения), т . е . играют роль причины в развитии болезни. В патогенезе необходимо выделить главное звено, которое определяет развитие конкретного процесса. Например, при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия расширяется левое предсердие, возникает застой в лёгких, затем расширяется правый желудочек, возникает застой в большом круге кровообращения, ещё более усиливается гипоксия из-за сердечной недостаточности. Если своевременно устранить главное звено (оперативным путём ликвидировать сужение атриовентрикулярного отверстия), ликвидируются все указанные нарушения и наступает выздоровление. В противном случае нарушается гомеостаз и формируется порочный круг патогенеза.

Читать еще:  Почему болит правая пятка какие заболевания становятся причиной боли

Принципы классификации болезней.

1.Этиологическая классификация. Болезни сгруппированы по общности: инфекционные и неинфекционные, пищевые, токсические инфекции, профессиональные, наследственные болезни.

2. Топографо — анатомическая классификация. Учитывается пораженный орган: болезнь уха, сердца, почек, печени и т. д.

3.Классификация по возрасту и полу: болезни новорожденных (неонтология), детского

возраста (педиатрия), старческого возраста (геронтология), гинекология.

4. Экологическая классификация: болезни тропических стран (малярия, серповидно клеточная анемия), болезни крайнего севера (гиповитаминозы).

5. Классификация по общности патогенеза: аллергические заболевания, воспалительные, опухоли, шок, болезни адаптации.

6. Классификация по продолжительности заболевания: острые (до 14 дней), под острые (15 – 40 дней), хронические (свыше 40 дней).

Проявление болезни.

Симптом

Симптомы – признаки болезней, клинические проявления. Различают общие и местные, специфические и неспецифические симптомы.

Общие симптомы – признаки, характерные для всего организма: недомогание, потливость, повышение температуры.

Местные симптомы проявляются на коже (волдырь, ожог), на других участках организма.

Неспецифические признаки встречаются при многих болезнях (лихорадка, головная боль и др.). Специфические симптомы характерны для определенного заболевания (сыпь при скарлатине, «куриная слепота» при авитаминозе А).

Все симптомы подразделяются на субъективные и объективные. Субъективные симптомы возникают вследствие определенных ощущений больного человека, т. е. Субъекта (это головная боль, недомогание и др. патологические ощущения).

К объективным симптомам относят те, которые можно определить или подтвердить лабораторно, увидеть или прощупать (сыпь, изменение в крови, увеличение или изменение формы и величины органа).

Синдрм

Синдром– группа симптомов, характерная для определенной болезни

(нефротический, депрессивный, геморрагический синдромы). По выявлению какого-либо

синдрома можно судить о тех или иных нарушениях в организме, о дисфункциях органа или системы, что облегчает постановку диагноза заболевания.

Периоды течения болезни.

1. Латентный(инкубационный для инфекционных заболеваний) или предболезнь – от момента воздействия раздражения до появления симптомов болезни. В этот период организм мобилизует защитные механизмы и препятствует возникновению повреждений, приводящих к клиническим проявлениям болезни. При достаточных адаптационных возможностях гомеостаз сохраняется, и нарушенные функции восстанавливаются. При недостаточности приспособительных реакций организма, которые могут быть даже значительно усилены, развивается болезнь.

2.Продромальныйпериод проявляетсянеспецифическими, общие для многих болезней симптомы расстройства, прежде всего центральной нервной системы: недомогание, слабость, плохое настроение, усталость, головная боль и т. д.

3.Разгар болезни– появляются специфическиесимптомы болезни. В этот период развиваются наряду с повреждением и компенсаторные изменения в организме. Но могут возникать и осложнения – присоединение к основному заболеванию другого патологического процесса или другого заболевания, необязательных для данной болезни, но возникших в связи с ним.

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 3136 | Нарушение авторских прав

БОЛЕЗНЬ

ЗДОРОВЬЕ

Основные понятия нозологии: болезнь, норма, здоровье, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

В практической деятельности врача часто встречаются такие понятия, как нормальная температура тела, нормальное давление крови и т. д. При этом имеется в виду усредненный результат измерения тех или иных показателей в определенной популяции. Наиболее часто встречающиеся показатели считают нормой, а человека, показатели которого соответствуют норме, признают здоровым. Однако для этих показателей характерны значительные колебания в зависимости от условий окружающей среды, социально-бытовых условий, и поэтому они не всегда могут быть использованы для строго научного определения здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1946 г. приняла следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Конечно, это определение слишком общее и скорее отражает состояние, к которому следует стремиться. Здоровье — это прежде всего состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции, а также способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз). Здоровье выражается в том, что в ответ на действие повседневных раздражителей возникают адекватные реакции, которые по характеру и силе, времени и длительности свойственны большинству людей данной популяции. Заключение о здоровье или нормальном состоянии организма делают на основании антропометрических, физиологических и биохимических исследований. При оценке состояния здоровья человека имеют значение не только анатомо-физиологические критерии, но и социальные, прежде всего степень участия в трудовой и общественной деятельности.

БОЛЕЗНЬ – нарушение нормальной жизнедеятельности организма под влиянием патогенных факторов, характеризующееся ограничением приспособления его к внешней среде и снижением трудоспособности (последнее отражает социальный характер человека).

Это определение следует из положения, что нормальная жизнь есть результат постоянного приспособления организма к беспрерывно меняющимся условиям среды. При снижении этих возможностей болезнетворный фактор (чрезвычайный раздражитель) может вызвать такие изменения, которые ведут к нарушению главной функции человека — способности трудиться.

В болезни всегда существуют два противоположных процесса, два начала. Одно из этих начал И. П. Павлов назвал «физиологической мерой против болезни», а второе — «собственно патологическим, или поломом». Два начала болезни не существуют порознь, они мыслимы только в диалектическом единстве и борьбе. Например, при абсцессе (гнойное воспаление) мы наблюдаем признаки «полома» (гибель ограниченного участка ткани, боль), но тут же отмечаем и «меры против болезни», которые мобилизуют организм (эмиграция лейкоцитов, фагоцитоз, образование барьера вокруг очага и г. д.). При лихорадке наряду с высокой температурой тела, головной болью и другими явлениями, снижающими трудоспособность человека, наблюдаются более активная выработка антител, более энергичный фагоцитоз и т. д., т. е. «меры против болезни».

Даже при таком заболевании, как рак, когда, казалось бы, у организма нет никакой защиты, внимательный исследователь найдет ее. «Полом» и «мера против болезни» существуют неразрывно, и нет болезни, если нет этого единства. Полное отсутствие защитного механизма означает смерть. Полное отсутствие «полома» означает здоровье.

Из сказанного ясно, что болезнь есть единство двух противоположных тенденций (разрушительной и защитной), находящихся в постоянной борьбе. Эта борьба есть главное, что «создает» болезнь, придает ей определенную направленность, течение. Сложность заключается в том, что в процессе болезни иногда очень трудно отличить, что есть собственно болезнь и что есть защита. Умение различать их составляет едва ли не главную задачу врача. Применять ли жаропонижающие средства при лихорадке? Удалять ли миндалины при хроническом тонзиллите? Понижать ли артериальное давление при выраженном атеросклерозе? Правильную тактику врачу подскажет понимание болезни как единства и борьбы противоположностей. Нужно стремиться к тому, чтобы устранить «собственно патологическое» и в то же время стимулировать «защитное». Правда, это удается далеко не всегда. Часто лечебные мероприятия, направленные на подавление болезненного начала, в той или иной мере подавляют и защитные силы организма (например, радиотерапия при раке, побочные действия многих лекарственных средств).

В Берлине при входе в знаменитую больницу «Шарите» стоит памятник немецкому патологу Рудольфу Вирхову (1821 — 1902). Памятник привлекает внимание изображением основной идеи, выдвинутой великим ученым. Скульптор изобразил ее в виде двух борющихся фигур, одна из которых символизирует здоровье, другая — болезнь. Эта идея близка нашим сегодняшним представлениям о патогенезе болезни и понятна нам.

Болезнь человека и социальные факторы. Человек есть существо социальное, и потому его болезнь характеризуется целым рядом особенностей. Прежде всего это относится к причинам болезни. Для животного среда складывается из физических, химических и биологических факторов, для человека она обогащается, а вместе с тем и усложняется факторами социальными, причем их роль все возрастает.

Тревожные данные о росте сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов во всем мире свидетельствуют о важной роли изменяющихся условий труда и быта (напряженный ритм городской жизни). Обращает на себя внимание и увеличение числа «чисто человеческих» заболеваний (инфаркт миокарда, бронхиальная астма и т. д.).

Социальная сторона болезни определяется и тем, что болезнь нарушает трудовую деятельность человека или коллектива людей, причиняя материальный и моральный ущерб как данному человеку, так и обществу в целом.

Таким образом, болезни человека и животных имеют много общего (отсюда значение экспериментального моделирования болезней) и в то же время различного. Единство социального и биологического создает ту особую картину, которая характеризует болезнь человечка.

Человек зависит от природы, но не в меньшей степени природа зависит от человека. Это дает основание говорить об экологии человека. Прежде экология изучала лишь эволюционно сложившиеся процессы равновесия в природе (выживание, развитие, размножение). Теперь понятие «экология» без человека теряет свой смысл — настолько велико, значение вмешательства человека в природу. Отрицательные последствия этого вмешательства (загрязнение среды, дефицит кислорода, пресной воды) включаются в понятие «причины болезней».

Кроме того, понятие «экология человека» имеет и другой, еще более важный смысл. В нем заключены важнейшие проблемы и тенденции современности и прежде всего защита природы, охрана окружающей среды во имя здоровья человека.

Давая определение болезни, мы ищем критерии, которые были бы наиболее постоянны. Таким критерием по отношению к болезни человека является ограничение трудоспособности или потеря ее, т. е. нарушение самой важной социальной функции человека — трудоспособности.

У больного человека складываются новые отношения с окружающей средой. Жизнь продолжается, но она «стеснена», не свободна. «Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?» (К. Маркс). С этим философским определением болезни перекликается определение С. П. Боткина: «Реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды и составляет сущность болезни».

Принципы классификации болезней. В настоящее время насчитывается около тысячи болезней (нозологических форм). С течением времени их число меняется. Многие нозологические формы в настоящее время расчленяются. Некоторые болезни исчезают, другие появляются. Например, лучевая болезнь не существовала, пока не были применены рентгеновские лучи. Не было и космической медицины до начала эры космических полетов.

Классификация болезней основана на нескольких критериях.

1. Этиологическая классификация основывается на общности причины для группы заболеваний. Например, болезни инфекционные и неинфекционные. По этому принципу можно сгруппировать болезни, причиной которых является интоксикация (пищевая, профессиональная), генные и хромосомные мутации (наследственные болезни)и др.

2. Топографо-анатомическая классификация осуществляется по органному принципу: болезни сердца, почек, уха и т. д. Эта классификация не раз подвергалась серьезной критике на том основании, что органной болезни вообще не бывает: любое местное повреждение неизбежно вовлекает в реакцию весь организм. Тем не менее эта классификация распространена, так как она удобна практически. Кроме того, она отвечает современной тенденции в специализации врачебной помощи. Эта классификация сочетается с классификацией по функциональным системам: болезни системы крови, системы пищеварения, опорно-двигательного аппарата и т. д.

3. Классификация болезней по возрасту и полу различает детские болезни (в частности, болезни новорожденных), болезни старческого возраста, В последнее время геронтология и гериатрия выделились в самостоятельные науки, значение которых возрастает в связи с увеличением продолжительности жизни населения и повышением числа больных пожилого возраста. Специальным разделом медицины является гинекология.

4. Экологическая классификация болезней исходит из условий обитания человека. Температура воздуха, атмосферное давление, солнечное освещение, чередование дня и ночи влияют на состояние здоровья населения определенных регионов (например, Крайний Север или тропики). Это краевая, или географическая, патология (малярия, серповидно-клеточная анемия и др.).

5. Классификация по общности патогенеза: аллергические, воспалительные болезни, опухоли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector