1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что представляет собой исследование

Значение слова &laquoисследование»

1. Действие по знач. глаг. исследовать. Исследование почв. Исследования в области использования атомной энергии. Исследование Арктики.

2. Научное сочинение, в котором исследуется какой-л. вопрос. В последней редакции [«Трактат о Слове» Ренэ Гиля] — это обширное исследование о целях, методах и пределах поэзии. Брюсов, Научная поэзия.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Иссле́дование ( «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Нау́чное иссле́дование, основанное на применении научного метода, предоставляет научную информацию и теории для объяснения природы и свойств окружающего мира. Такое исследование может иметь практическое применение. Научные исследования могут финансироваться государством, некоммерческими организациями, коммерческими компаниями и частными лицами. Научные исследования могут быть классифицированы согласно их академическому и прикладному характеру. Основная цель прикладных исследований (в отличие от фундаментальных исследований) — обнаружение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний в различных отраслях человеческого знания.

ИССЛЕ’ДОВАНИЕ, я, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. исследовать. И. причин промышленного кризиса в Европе. Исследования крови, мокроты, мочи и кала производятся в лабораториях. Заниматься статистическими исследованиями. 2. Научное сочинение, в к-ром исследуется какой-н. вопрос. И. о формах общественного развития. Исследования по русскому языку.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

иссле́дование

1. действие по значению гл. исследовать; систематичное рассмотрение, изучение, чего-либо ◆ Основными методами исследования являются биохимические, серологические, цитогенетические. п.р. С. Ю. Циркина, «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста», 2004 г.

2. результат такого действия, научный труд, документ с описанием изученного объекта ◆ По данным цитируемого исследования, площади, занятые под картофелем, составляют основную часть земельных участков как горожан в садовых и огороднических кооперативах (78 % площади), так и приусадебных участков сельчан (66 %). «Личные подсобные хозяйства населения: состояние и перспективы*», 2004 г. // «Вопросы статистики» (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: председательство — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Понятие и сущность исследования

С филологической (лингвистической) точки зрения слово ис-следование происходит от словосочетания “следование изнутри”, что подразумевает познание внутренней сущности изучаемого объекта, с последующим изучением его внешних взаимосвязей.

В современной научной литературе приводится множество различных определений данного термина.

Так, в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова понятие “исследование” определяется как процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

Философский словарь дает более простое определение исследования: “процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности”.

В социологическом словаре исследование определяется как вид систематизированной познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д. , на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов — наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, анкетирование и т. п.

Такое многообразие определений данного научного термина объясняется тем, что исследование — понятие сложное и многозначное, поэтому рассматривать его следует с различных научно-теоретических и прикладных ракурсов.

Таким образом, исследование можно рассматривать как научный труд; научное изучение; вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в том числе в теории и практике управления.

Кроме того, следует учитывать тот факт, что понятие “исследование” постоянно эволюционирует в соответствии с развитием науки, техники и социального мировоззрения. Характерно, что в прошлом понятие “исследование” связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профес-сиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Все разнообразие современных взглядов на определение термина исследования наглядно представлено на рис. 1. 1.

Рис. 1.1. Понятие “исследование”

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Изучая многогранность термина “исследование”, профессор Э. М. Коротков сформулировал основные отличительные черты данного научного понятия. К ним относятся:

а) распознавание проблем и ситуаций;

б) определение их происхождения;

в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Любое исследование имеет ДОМИЛЄ^ xapaктepиcтик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации.

научная обоснованность исследования;

научная новизна исследования;

результаты и эффективность исследования.

Рассмотрим вышеперечисленные характеристики исследования более подробно.

Научная обоснованность исследования заключается в описании актуальности его проведения и в постановке проблем, целей и задач. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к се решению, стиль управления. Объект и предмет исследования: объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем; предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Методология исследования — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Цель исследования — идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном проведении исследования. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Цель имеет качественный измеритель и неопределенное пространственное и временное состояние — некий “мираж” в конце пути, однако для планирования жизненных целей человеку и организации нужна определенность. Поэтому цель должна конкретизироваться в отдельные задачи с помощью критериев эффективности ее достижения.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая — с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья — со способностями преобразования, моделирования, опытноэкспериментальной проверки. Четвертая — с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Диалектический подход к исследованию требует: рассматривать все связи и взаимообусловленности изучаемого объекта; рассматривать объект изучения в динамике; опираться на известные законы диалектики — единства и борьбы противо-положностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации. Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя следующие принципы: объективности; противо-речивости; движения и развития; научности; проверяемости практикой; взаимодействия; целостности; относительности; исторической определенности.

Читать еще:  Стоимость операций на вены на ногах

Организация исследования представляет собой порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. В этом разделе разрабатывается техническое задание, программа исследования, или бизнес-план. Особое внимание уделяется ресурсам исследования — комплексу средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и проч. ), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Научная новизна исследования рассматривается с точки зрения вклада в науку, практической ценности для науки и производства выполненных экспериментальных исследований, особенностей внедрения и апробации. Новизна и тема исследования должны быть органично связаны. При этом должна существовать гипотеза новизны исследования, что обеспечивает выход на круг вопросов, приводящих к образованию ядра исследования, обладающего существенными признаками новизны, оригинальности. Иногда это ядро исследования называют изю-минкой исследовательской работы.

При оценке степени новизны исследования очень важен вопрос о новой задаче, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. В вопросе скрываются два понятия, требующих разъяснения: новизна, или степень новизны, задачи и ее существенность для отрасли знания. Новизна знания в научном смысле предполагает открытие, разработку, формулирование но-вого знания для отрасли науки, общества. Первооткрытие нового знания и его общеизвестность в отрасли науки далеко не одно и то же, но это отдельная тема для обсуждения. Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями. О существенности решаемой научной задачи можно судить по следствиям полученного решения научной задачи на положения теории конкретной науки, по изменению точки зрения на протекание какого-либо явления, процесса, его влиянии на развитие науки и технологии.

Выявить и определить новизну позволяют следующие положения:

обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития; распространенная ошибка соискателей заключается в том, что за новое положение выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения при изучении литературы;

рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых часто приводят к новым или компромиссным решениям;

вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента это уже заметная заявка на оригинальность;

детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Элементами новизны исследования могут служить:

новый объект исследования, т. е. задача рассматривается впервые;

новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);

новый метод решения;

новое применение известного решения или метода;

новые следствия из известной теории в новых условиях;

новые результаты эксперимента, их следствия;

новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные;

разработка устройств и способов на уровне изобретений и полезных моделей.

В отношении последнего пункта иногда возникают разногласия, суть которых к научному или практическому результату исследования, выразившемуся в создании изобретения, отнести изобретение, имеет оно научную новизну или нет. Некоторые ученые полагают, что здесь мы имеем дело с технической новизной, которая не имеет статуса нового научного резуль-тата.

Попробуем разобраться с этой проблемой. Будем руководствоваться тезисом, что новый научный результат — это впервые установленное достоверное знание из определенной отрасли науки. В данном случае мы имеем дело с технической отраслью науки. Но и в технической отрасли, как и любой другой, например физико-математической, могут быть получены новые достоверные знания, что позволяет их назвать научными, а точнее научно-техническими. Термин “технический” стоит ниже в иерархии и поэтому не конфликтует с термином “научный”, а дополняет его. С другой стороны, в составе изобретения обязательно обосновывается критерий новизны. Новизна устройства или способа считается доказанной, если существенные признаки изобретения отличаются от существенных признаков прототипа и аналогов. Без новизны нет изобретения. Таким образом, мы имеем дело с новым знанием об организации технической системы (устройства или способа) и, следовательно, изобретение можно считать научным результатом из технической отрасли науки.

Обобщающей итоговой характеристикой исследовательской деятельности являются результаты и эффективность ис-следования.

Результат исследования находится в прямой зависимости от его целей и может быть представлен как:

комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление;

конкретные рекомендации по преобразованию системы управления;

способ разрешения обострившихся противоречий;

комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития;

методика выполнения какой-либо работы.

Основным критерием, характеризующим результат исследования, является степень достижения цели, т. е. количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен, в зависимости от показателя, на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др.

На основании полученных результатов можно определить эффективность исследования, которая представляет собой со-размерность использованных ресурсов на проведение исследо-вания и результатов, полученных от него.

Понятие исследования

План

Исследования и их роль в научной и практической деятельности

Лекция 1

2. Понятие исследования.

3. Роль исследования в научной и практической деятельности человека

Исследование в общем виде можно определить как процесс изучения какого-либо объекта и получения новых знаний.

Исследова­ние научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследование любого класса систем это особый вид мыслительной деятельности, требующий определенных способностей и навыков, специальной подготовки, затраты некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных, природных, технических и т.д.

Исследование– это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление.

— распознавание проблем и ситуаций;

— определение их происхождения;

— выявление свойств, закономерностей поведения и развития;

— установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

— нахождение знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от других видов деятельности тем, что:

· содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;

· устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих в форме принципов, закономерностей и законов,

· исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе;

· исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характе­ристик являются следующие.

А. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориен­тиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Б. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регла­ментах, нормативах и инструкциях.

В. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (на­пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспе­чивающих успешное проведение исследования и достижение его ре­зультатов.

Г. Объект и предмет исследования. Объектом является система управ­ления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Д. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

Е. Потребность исследования — степень остроты проблемы, професси­онализма в подходах к ее решению, стиль управления.

Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методи­ка, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

Читать еще:  Частое мочеиспускание при простатите причины и лечение

Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:

· при совершенствовании системы управления действующей организации;

· при разработке системы управления вновь создающейся организации;

· при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции.

Содержание понятия «система управления»

Система управления (СУ) — совокупность взаимосвязанных элементов управления, предполагающая воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик.

Система управления включает следующие основные элементы:

· подсистема сбора и передачи этой информации,

· подсистема обработки и отображения этой информации,

· подсистема выработки и передачи управляющих воздействий,

Таким образом, ИСУ — процесс определения параметров системы, закономерностей функционирования и развития изучаемой системы с целью ее совершенствования.

Также курс «Исследование систем управления» является хорошей предпо­сылкой для более глубокого освоения курсов «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент» и курса «Управление персоналом».

Причины изучения ИСУ заключаются в следующем :

1) Кризис управляемости (с сер. 20-го века) — усложнение макро- и

микросреды бизнеса; необходимость оценки деятельности менеджера и целью диагностики его эффективности.

2) Опережающие темпы роста окружающей среды.

3) Снижение отдачи инвестиций в области развития управленческих нововведений.

Объект ИСУ – СУ на разных уровнях и с разными способами функционирования.

Предмет ИСУ — объективные закономерности, присущие системам

управления с целью с целью совершенствования их функционирования и развития.

Общая интегральная задача ИСУ — изучение закономерностей

функционирования и развития СУ

=> функциональные задачи :

1. сбор и обработка информации о системе управления

2. оценка и анализ состояния, поведения и параметров СУ

3. характеристика орг. структуры СУ

4. анализ функционирования и развития подсистем СУ

5. характеристика экономических и социальных последствий развития СУ

В совокупности результаты научных исследований оказывают сильное влияние на всю цивилизацию, политику государств, социальное и профессиональное положение людей. Именно плоды познавательной деятельности определили реализацию в мировой экономике соответствующих технологических укладов – циклов.

Ряд ученых выделяет несколько циклов:

· Первый цикл (1785-1835) – промышленный переворот в Великобритании, обусловленный внедрением новых технологий в текстильной промышленности и использованием гидроэнергии

· Второй цикл (1830-1890) – создание парового двигателя и последующее использование его на базе железнодорожного и водного транспорта, механического и машиностроительного производства.

· Третий цикл (1885 – 1940) – изобретение электродвигателя, производство и использование в промышленности и в быту электроэнергии. Возникла электротехническая, сталелитейная и другие виды промышленности. Изобретения в области двигателей внутреннего сгорания способствовали созданию автомобиля, радиосвязи, телеграфа, самолетов и соответствующих отраслей промышленности.

· Четвертый цикл (1935-1990) – использование нефти и продуктов ее переработки, газа, развитие энергетики, прогресс производства синтетических материалов

· Пятый цикл (1985 — наст вр.) – научно-технические достижения в микроэлектронике, информатике и электронных сетях, инноватике, биотехнологии, генетике, экологии; достижения в области организации управления, при обеспечении успеха которых первостепенную роль играют результаты фундаментальных и прикладных исследований СУ.

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2004. – 288 с.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Москю обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2005. – 416 с.

3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 157 с.

2.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ

Современные тенденции развития управления рождают и новые требова­ния к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководи­тель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведе­ния. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера. Самосто­ятельность — это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в це­ленаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска.

Сегодня рождается понятие менеджер исследовательского типа, или креа­тивный менеджер. В чем его особенность?

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью дея­тельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное усло­вие управления — потребность в исследованиях. Эта потребность реализует­ся в самых различных проявлениях — организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формирова­нии человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке уп­равленческих решений.

2.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА

В более детальном представлении можно выделить следующие черты ме­неджера исследовательского типа(схема 12).

А. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

Б. Умение превентивно, т. е. заранее, заблаговременно, ставить про­блемы, когда они еще только зарождаются.

В. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

Г. Антиномичность — умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже про­тивоположные им.

Д. Экспрезентность — способность делать верные и удачные заключе­ния при дефиците информации.

Е. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке.

Ж. Способность к имитации функций различных членов коллектива.

З. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

И. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

К. Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной дея­тельности, не прибегая к средствам материального или администра­тивного принуждения.

Л. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально но­вых задач.

М. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

Н. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагаю­щему включение людей в деятельность не на формальной суборди­национной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разроз­ненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Имен­но это и характеризует менеджера исследовательского типа.

1. Какие существуют требования к современному менеджеру?

2. Каковы особенности менеджера исследовательского типа?

3. Какова роль исследования в деятельности менеджера?

4. Что исследует менеджер и какие факторы мотивируют исследование?

5. Как формируются качества менеджера исследовательского типа?

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 6074 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Методы исследования, как они есть

Любое научное исследование – индивидуально. Это творческий процесс, в котором фантазия, опираясь на факты и достижения, приводит к новому открытию. Несмотря на индивидуальный творческий подход, любое научное исследование проводится с применением общей методологии. В этой статье вы узнаете, что такое методы исследования.

Что такое научное исследование

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Структура научного знания по В.С. Ледневу

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Читать еще:  Фиброз простаты лечение лазером

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

Важно! Когда работу писать становится сложно, можно обратиться с вопросом к экспертам. Это поможет сделать работу быстро.

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

МетодОпределениеПример
НаблюдениеИсследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явленийС целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
ОписаниеФиксация сведенийАнтрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
ИзмерениеСравнение по общим признакамОпределение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
ЭкспериментИсследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этогоНа оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
СравнениеИсследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другимСопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

МетодОпределениеПример
ФормализацияРаскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом видеМоделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
АксиоматизацияПрименение аксиом для построения теорийГеометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивныйСоздание системы гипотез и выведение из этого заключенийОткрытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.
  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.
  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.
  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “Методология научного исследования” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector