1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задания которые включает адаптивная гимнастика

Оздоровительная и адаптивная физическая культура

Лозунги: «Спорт – это здоровье» или «Движение – это жизнь» знакомы, наверное, каждому активному члену нашего общества. Независимо от расы, пола, социального статуса и религии, люди объединились в едином мнении о том, что здоровье человека – наивысшая ценность. К сожалению, в век современных электронных технологий подрастающее поколение недооценивает важность собственный физических возможностей, которые им предоставила природа. Просиживая днями напролет перед экранами гаджетов, дети ослабляют свой организм и подвергают опасности здоровье. Такое поведение повышает уровень заболеваемости и общей слабости поколения и как следствие, целой нации. Развитые государства все больше ресурсов и материальных затрат стали выделять на программы оздоровительного направления. В том числе также распространяется и развивается адаптивная физическая культура. В нашей статье мы подробно рассмотрим этот вид виды активной деятельности: что он собой представляет, его цели, функции, теорию и реализацию на практике.

Оздоровительная физкультура: характеристика

Каждый из нас хоть раз в жизни столкнулся с понятием оздоровительной физкультуры. Начиная с младенческого возраста мамы или патронажные сестры проводят специальную общеукрепляющую и развивающую гимнастику новорожденным, затем дети знакомятся с зарядкой, различными видами спорта. А частная индустрия и вовсе предлагает самые различные формы оздоровительной физкультуры: от йоги до степ-аэробики.

Что же такое оздоровительная физкультура? Это ряд спортивных мероприятий, которые направлены на общее укрепление организма, активизации его иммунных сил. Оздоровительная и адаптивная физическая культура — понятия схожие, но имеющие разные цели и способы реализации. Нельзя путать понятие оздоровительной физкультуры с лечебной, реабилитационной гимнастикой.

Общей физкультурой занимаются здоровые сильные люди для сохранения и укрепления физической формы, здоровья.

Цели и функции оздоровительной физкультуры

Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:

  • обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения;
  • совершенствование физических умений и навыков;
  • повышение иммунитета;
  • психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании, достижении целей;
  • регулирование нормальной массы тела и пропорций;
  • активный отдых, общение.

Адаптивная физическая культура преследует иные цели, поэтому применяется только для людей со стойкими нарушениями здоровья.

В методике выделяют такие основные функции общеразвивающей физкультуры:

  • оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов;
  • воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
  • образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.

Виды оздоровительной физкультуры

Классифицируют оздоровительную физкультуру в зависимости от возраста подопечных: детская, подростковая, молодежная, для пожилых людей. Существуют оздоровительные системы различных народностей, например, йога и аюверда. Разрабатываются авторские методики, например, по Иванову или Стрельниковой. Бывают комплексные оздоровительные мероприятия или имеющие конкретное направление. А также общеизвестные современные тенденции: аэробика, фитнес и другие.

Что такое адаптивная физкультура?

Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.

Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.

Адаптивная физическая культура — это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Цели и задачи

Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:

  1. Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
  2. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
  3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
  4. Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.

Принято выделять следующие виды адаптивной физической культуры:

  1. Специальное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.
  2. Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.
  3. Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера. Они несут в себе субъективную или объективную опасность.
  4. Отдельно следует отметить непосредственно адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества.

Адаптивный спорт

Понятие адаптивного спорта не ново. Достоверно известно, что еще в XIX веке на территории современной России создавались специальные образовательные организации для слепых. В их программу, помимо общеинтеллектуальных знаний, была включена специальная гимнастика. В 1914 году впервые были проведены соревнования по футболу для людей, страдающих глухотой. А уже в 1932 году в стране стали проводиться соревнования по самым разным видам спорта среди людей-инвалидов. Активно стали создаваться всевозможные объединения и организации, направленные на развитие адаптивной физической культуры.

В дальнейшем спорт для людей с ограниченными возможностями переживал разные этапы: от спада до возрождения и возникновения новых направлений. Начиная с 2000 года адаптивный спорт начал новый виток своего становления и развития. Направление популяризируется, распространяется. Тренеры накапливают опыт, спортсмены достигают высоких результатов на международном уровне.

На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:

  1. Паралимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – для людей с нарушениями слуха.
  3. Специальный – с интеллектуальными отклонениями.

В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.

Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.

Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.

Методы реализации

Цели адаптивной физической культуры и спорта понятны. Какими образом реализовать их на практике? Для этого необходимо овладеть специальными педагогическими приемами. Эффективно применяют в работе по физической культуре с инвалидами такими методы:

  1. Формирование знаний. Кроме усвоения необходимого объема информации, данный метод включает в себя развитие мотивации, определение ценностей и стимулов. Применяют словесные и образно-наглядные методы передачи информации. В зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства адаптивной физической культуры выбирают разные. Так, например, незрячему человеку можно предложить, в качестве наглядного метода получения знаний, тактильным образом ознакомиться с макетом скелета человека или отдельных мышц, обучая тем самым основам анатомии и физиологии. А словесный метод для глухих людей проводится вместе с сурдологом или с помощью показа таблиц.
  2. Метод развития практических навыков. Применяются как стандартизированные подходы, так и авторские частные методики адаптивной физической культуры, рассчитанные на людей с определенными отклонениями. Подробнее о частных методиках описано ниже.

Методики

Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:

  • нарушение зрения;
  • нарушение интеллекта;
  • нарушение слуха;
  • нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.

Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.

Наибольший вклад в развитие частных методик данного направления сделан таким педагогом, как Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура в ее работах рассматривается как социальный феномен, требующий многостороннего подхода со стороны профессионалов, работающих с инвалидами.

Следует отметить исследования такого педагога, как Л. Н. Ростомашвили, по методике адаптивной физкультуры для людей с нарушениями зрения. Проблемой физической активности для людей с ограниченными возможностями занимались Н. Г. Байкина, Л. Д. Хода, Я. В. Крет, А. Я. Смекалов. Методику адаптивной физкультуры при ДЦП разработал А. А. Потапчук. Для людей с ампутированными конечностями и врожденными аномалиями комплексом специальной физкультуры занимались А. И. Малышев и С. Ф. Курдыбайло.

Настольной книгой для студентов педагогических вузов по спортивным специальностям является учебник под авторством такого педагога, как Л. П. Евсеев. Адаптивная физическая культура рассматривается с точки зрения практической реализации. В книге раскрываются основы адаптивной физкультуры для людей с разными нарушениями: цели, задачи, принципы, концепции, виды, методология, содержание, другие рекомендации.

Адаптированная физкультура для детей

Если оздоровительной физкультурой дети занимаются с самого раннего возраста, то когда появляется необходимость в адаптивном спорте? К сожалению, медицинская статистика неутешительна – с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП. Для таких детей адаптивная физическая культура – неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по реализации специально направленной физической активности ребенка, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.

В нашей стране практикуется создание отдельных «спецгрупп» и классов в общих дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Кроме того, существуют специальные организации для детей со стойкими нарушениями здоровья, где реализовываются частные методики адаптивной физкультуры.

Прогноз для детей-инвалидов, с которыми проводится адаптивная физкультура, положительный. У большинства значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.

В нашей статье рассмотрена теория и организация адаптивной физической культуры. Такое направления является значимой частью общей физкультуры и спорта. Развитие и распространение данной спортивной отрасли в обществе – важная задача целого государства и каждого из нас в частности.

Адаптивная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в ДОУ

Светлана Наумова
Адаптивная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в ДОУ

Оздоровление детей средствами физической культуры – одна из самых важных проблем современной медицины и педагогики. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медицинские работники дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.

Читать еще:  Значение для человека

Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста как в семье, так и в детских дошкольных учреждениях. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на нее в период бурного роста детей (5-7 лет). Предупреждение развития нарушений, а также их устранение должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физической культуре и медицинских работников ДОУ. Для профилактики подобных нарушений большое значение имеют мероприятия, улучшающие физическое развитие.

Адаптивная гимнастика рекомендована к применению с целью профилактики и лечения нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия, улучшения пищеварения, развития координации движений, нормализации нервно-психической среды, укрепления дыхательной мускулатуры и защитных сил организма.

Адаптивная гимнастика включает в себя специальные упражнения, направленные на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса, формирование правильной осанки, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие координации движений и тренировку вестибулярного аппарата. Специальные упражнения необходимо сочетать с общеукрепляющими с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма.

Одним из нарушений опорно-двигательного аппарата является плоскостопие.

Стопа- опора нашего тела, и любой дефект ее развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на развитии многих движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для оздоровления.

Плоскостопие – часто встречающаяся деформация нижних конечностей детей. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками, а след лишен внутренней выемки. Различают врожденное и приобретенное плоскостопие. Врожденное плоскостопие наблюдается редко, приобретенное очень часто. Из-за плоскостопия резко снижается опорная функция ног, изменяется положение таза, нарушается правильное положение позвоночника (может возникнуть его искривление, затрудняется движение (ходьба, бег). Все это отрицательно влияет на общее физическое развитие ребенка и снижает его работоспособность.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы. Это достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим недостатки конфигурации, но и резко повышающим функциональные возможности стопы.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, следует включать в занятия утренней гигиенической гимнастикой, а также использовать на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх. Главное назначение корригирующих упражнений – активное положение стоп на наружном крае, укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые прикладные двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы:

1) ходьба на носках в среднем темпе (1-3 мин);

2) ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе (2-5 мин);

3) ходьба на носках по наклонной плоскости в медленном темпе (5-10 раз);

4) ходьба по палке;

5) катание мяча поочередно одной и другой ногой (2-5 раз);

6) катание обруча пальцами обеих ног поочередно (2-4 мин);

7) приседание на гимнастической палке, находящейся под поперечным сводом стопы, в медленном темпе, с опорой на стул (3-8 раз);

8) приседание на мяче, в медленном темпе, с опорой на стул или балансируя разведенными в стороны руками (8-10 раз);

9) сгибание и разгибание стоп сидя на стуле, в среднем темпе (10-30 раз);

10) захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног (1-3 мин); выполнять упражнение поочередно обеими ногами.

Занятия адаптивной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений во всех случаях лечения и профилактики плоскостопия дают прекрасные результаты, улучшая связочный свод, форму и функцию стопы.

В работе с детьми всегда следует поддерживать их интерес к проводимым занятиям, профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Этому способствуют положительные эмоции, создаваемые во время занятий с ребенком.

Для полноценного физического развития детей, имеющих нарушения функции опорно-двигательного аппарата, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды как в ДОУ в целом, так и в спортивном зале. Созданная нами в спортивном зале предметно-развивающая среда включает зоны для выполнения различных видов прыжков, метания, лазания и других видов двигательной деятельности, что позволяет более эффективно осуществлять коррекцию и компенсацию нарушений в развитии детей.

При проведении физкультурных занятий широко используются разнообразные игры-забавы, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь.

Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата «Формирование поисково-исследовательской деятельности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста».

Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата) Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата, II младшие и средние группы. МУЗЫКАЛЬНЫЙ.

Конспект занятия по лечебному плаванию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Конспект по лечебному плаванию (с нарушением опорно – двигательного аппарата) Подготовила и провела Инструктор физкультуры МБДОУ «Детский.

Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь.

Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс «Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс» Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты.

Плавание — эффективное средство коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата Плавание как – реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода»,.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях Учитывая, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учереждения, в основу музыкальных занятий наряду.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.

Адаптивная гимнастика для начинающих по Бубновскому

Большая часть заболеваний опорно-двигательного аппарата, в том числе позвоночника, развивается из-за недостатка движения. И порой люди задумываются об этом только тогда, когда проблемы со спиной, суставами причиняют очень сильный дискомфорт. Есть несколько основных методов лечения таких патологий. Среди них выделяют медикаментозную терапию, использование физиопроцедур, оперативное вмешательство и лечебную физкультуру. Но что делать, если организм человека не готов или уже не может испытывать серьезные физические нагрузки? В этом случае на помощь придет адаптивная гимнастика для начинающих по Бубновскому.

Гимнастика по методике Бубновскому

Сергей Михайлович Бубновский – доктор медицинских наук и профессор, разработавший уникальный метод профилактики и лечения всевозможных патологий опорно-двигательной системы, основанный на использовании различных упражнений. Особые гимнастические комплексы, которые рекомендует своим пациентам этот доктор, сейчас пользуются признанием у других ведущих светил медицины. И они действительно способны благотворно повлиять на здоровье человека.

Бубновский считает, что в большинстве случаев исцелиться можно без использования медикаментозных препаратов и оперативного вмешательства. Рекомендуемые им упражнения активируют внутренние резервные силы организма, за счет чего и происходит излечение большого числа патологий. Эта методика носит название кинезитерапия, то есть лечение движением.

Достоинства гимнастики по Бубновскому:

  • простота выполняемых упражнений;
  • доступность метода для каждого;
  • улучшение эмоционального состояния;
  • возможность справиться с отеками;
  • улучшение физической формы;
  • гармоничное сочетание физической нагрузки и дыхательной гимнастики;
  • возможность избавиться от болей;
  • улучшение работы кровеносной системы;
  • улучшение подвижности суставов;
  • эффективное предотвращение развития новых патологий и лечение уже имеющихся.

На заметку! В целом, гимнастика по Бубновскому не требует особой физической подготовки. Делать рекомендуемые упражнения может любой человек независимо от возраста. Однако в каждом определенном случае будет рекомендован свой комплекс.

Таблица. Виды гимнастики по Бубновскому.

ВидОписание
Позволит подготовить организм к более серьезной физической нагрузке. Во время выполнения упражнений происходит укрепление мышечного корсета и разработка суставов. Также адаптивные комплексы способствуют устранению болевого синдрома. Обычно гимнастика выполняется на специальном тренажере в центрах Бубновского, но есть специальные комплексы, которые можно делать и дома. Большая их часть и относится к разряду адаптивных.

Данный тип гимнастики используется после адаптивного этапа, когда организм человека уже привыкает к некоторым физнагрузкам. Цель данного направления – улучшить подвижность суставов.

Что такое адаптивная гимнастика?

Мы уже выяснили, что адаптивная гимнастика позволяет подготовить организм человека к более серьезным, тяжелым и интенсивным нагрузкам. Ее главное достоинство – возможность выполнять упражнения даже дома и отсутствие необходимости использования специального спортивного инвентаря. Все они довольно просты для выполнения и под силу каждому.

При выполнении упражнений в рамках адаптивной гимнастики происходит тренировка тех групп мышц, что являются корсетом для костного каркаса. Также Бубновский подчеркивает и важность правильного дыхания, потому что в процессе тренировок происходит активное насыщение организма кислородом.

На заметку! Методика доктора Бубновского признана во многих странах мира. Отзывы от пациентов, проходивших лечение по ней, положительные.

Адаптивная гимнастика насчитывает более 100 различных упражнений, однако все разом выполнять их не нужно. Каждая группа упражнений нацелена на проработку определенных мышц. И из этих групп выбираются только те упражнения, которые будут полезны и эффективны в каждом определенном случае. То есть людям разного возраста, с разной физической подготовкой, имеющим различные заболевания опорно-двигательного аппарата будут подбираться совершенно разные тренировки, хотя преследовать они будут одну цель – улучшение состояния организма и профилактика развития других патологий и осложнений.

Важно! Не стоит самовольно подбирать упражнения для себя. Выбор комплекса лучше доверить специалисту, поэтому как минимум первые занятия лучше провести непосредственно в специализированном центре, работающем по методикам Бубновского, чтобы понять принцип выполнения упражнений, а также получить необходимые рекомендации тренера.

Показания и противопоказания

Адаптивная гимнастика рекомендована при наличии ряда заболеваний позвоночника и опорно-двигательной системы. Показаниями являются такие патологии как остеопороз, межпозвонковые грыжи, остеохондроз, остеомиелит, сколиоз, артрозы и артриты и многие другие вплоть до туберкулеза позвоночника.

На заметку! Упражнения в рамках гимнастики Бубновского разрешено делать даже в период обострения заболеваний.

Но гимнастика по Бубновскому, к сожалению, разрешена не всем и не всегда. Ее нельзя выполнять людям, имеющим эпилепсию, заболевания кровеносной системы, психические расстройства, переломы. Также запрещено тренироваться при наличии онкологических заболеваний, в начале реабилитационного периода после оперативного вмешательства. Врачи не порекомендуют ее и в случае, если имеется риск возникновения инфаркта или инсульта.

Если вы хотите более подробно узнать, как правильно выполнять зарядку по Бубновскому, а также рассмотреть описание методики и что даёт ежедневная зарядка, вы можете прочитать статью об этом на нашем портале.

Рекомендации по выполнению упражнений

Несмотря на то, что гимнастика по Бубновскому проста, а все упражнения легко выполнимы, все-таки стоит соблюдать ряд рекомендаций, чтобы не нанести вреда здоровью, а напротив – улучшить его.

Самое главное правило, без соблюдения которого упражнения не будут эффективными – это регулярность тренировок. Если выполнять их раз в неделю, то результата не будет. Также не стоит спешить или усердствовать – движения должны выполняться аккуратно и плавно, в умеренном темпе, без ощущения чрезмерной нагрузки. Последняя, кстати, должна увеличиваться постепенно – не стоит в первое же занятие пытаться выполнить максимальный план с наибольшим количеством повторов. Резкие движения запрещены – они могут травмировать неподготовленные мышцы и суставы. Очень важно следить и за дыханием – оно должно быть размеренным, глубоким, вдохи и выдохи совершаются в такт движениям.

Основные упражнения

Как уже было упомянуто выше, существует более 100 упражнений по методике Бубновского, которые входят в адаптивные комплексы. Все они достаточно мягкие и щадящие, помогают бережно проработать все мышцы тела. Рассмотрим несколько основных упражнений, которые чаще всего рекомендуются специалистами.

  1. Растяжка мышц ног. Человек встает на колени, упираясь в пол руками, после чего отводит назад одну из ног и садится на другую. Ноги затем меняются.
  2. Хорошо показали себя и наклоны тела в разные стороны.
  3. Поможет протянуть мышцы спины следующее упражнение – человек встает на четвереньки, после чего на выдохе сгибает руки и старается телом прижаться к полу. Далее, выдыхая, вытягивает руки и садится на пятки.
  4. Полумостик делается около 20 раз. Человек ложится на спину, сгибает ноги в коленях и ставит их на пол, руки вытягивает вдоль тела. Далее, выдыхая, он поднимает таз как можно выше, вдыхая, опускает.

Небольшой комплекс адаптивной гимнастики Бубновского

Данный комплекс содержит в себе наиболее простые упражнения, которые каждый сможет выполнить дома. В ряде случаев даже не понадобится консультация специалиста и получение разрешения от него на данные тренировки.

Шаг 1. Требуется постелить на пол гимнастический коврик и встать на него коленями, далее – разместить на ногах валик. Затем нужно аккуратно опустить таз на пятки. Валиком можно не пользоваться, если удается без затруднений сесть. Подниматься и опускаться требуется в течение 5 минут.

Шаг 2. Далее выполняется упражнение для тренировки пресса. Для этого нужно лечь на спину, ноги согнуть в коленях, руки завести за голову и взять ладони в замок, а затем приподнимать грудную часть тела, стараясь тянуться к коленям локтями. Достаточно 20 повторений.

Шаг 3. Это упражнение – вариация предыдущего. Не отличается от него ничем, кроме расположенного под поясницей холодного компресса. Это хороший способ снять боль и отеки при наличии межпозвонковых грыж.

Шаг 4. Далее производится растяжка икроножной мышцы. Нужно сесть на пол, выпрямить ноги и поочередно поднимать их, держась руками за носки или за пояс, зацепленный за ступню. Ступня направляется к себе, ноги не сгибаются.

Шаг 5. Затем выполняется серия отжиманий от пола. Эти упражнения дадут возможность улучшить кровообращение в области шеи. Если отжиматься, опираясь на ступни, тяжело, то можно делать упражнение с упором на коленях. Локти важно сгибать на 90 градусов.

Шаг 6. После этого в течение 20 минут рекомендуется поползать на четвереньках с хорошим вытяжением рук вперед.

Шаг 7. Чтобы расслабить мышцы спины, нужно сделать несколько раз упражнение «кошка». Требуется встать на четвереньки и поочередно то выгибать спину (на вдохе), то прогибать ее в пояснице (на выдохе). Движения плавные и медленные.

Если вы хотите более подробно узнать, как проводится лечение позвоночника по методу Бубновского, а также рассмотреть методику упражнений, вы можете прочитать статью об этом на нашем портале.

Видео – Адаптивная гимнастика по Бубновскому

На самом деле, среди упражнений по методике Бубновского найти для себя те, что понравятся и будут эффективными, сможет каждый. Даже если вышеприведенный комплекс кажется слишком простым или сложным, любой при желании сможет выбрать тот вариант, что удовлетворит его и по нагрузке, и по сложности упражнений. Главное – обсудить возможность тренировок с профессиональным тренером и врачом. В противном случае имеется риск получить проблемы со здоровьем.

Физкультура — клиники в Москве

Выбирайте среди лучших клиник по отзывам и лучшей цене и записывайтесь на приём

Оздоровительная и адаптивная физическая культура

Лозунги: «Спорт – это здоровье» или «Движение – это жизнь» знакомы, наверное, каждому активному члену нашего общества. Независимо от расы, пола, социального статуса и религии, люди объединились в едином мнении о том, что здоровье человека – наивысшая ценность. К сожалению, в век современных электронных технологий подрастающее поколение недооценивает важность собственный физических возможностей, которые им предоставила природа. Просиживая днями напролет перед экранами гаджетов, дети ослабляют свой организм и подвергают опасности здоровье. Такое поведение повышает уровень заболеваемости и общей слабости поколения и как следствие, целой нации. Развитые государства все больше ресурсов и материальных затрат стали выделять на программы оздоровительного направления. В том числе также распространяется и развивается адаптивная физическая культура. В нашей статье мы подробно рассмотрим этот вид виды активной деятельности: что он собой представляет, его цели, функции, теорию и реализацию на практике.

Оздоровительная физкультура: характеристика

Каждый из нас хоть раз в жизни столкнулся с понятием оздоровительной физкультуры. Начиная с младенческого возраста мамы или патронажные сестры проводят специальную общеукрепляющую и развивающую гимнастику новорожденным, затем дети знакомятся с зарядкой, различными видами спорта. А частная индустрия и вовсе предлагает самые различные формы оздоровительной физкультуры: от йоги до степ-аэробики.

Что же такое оздоровительная физкультура? Это ряд спортивных мероприятий, которые направлены на общее укрепление организма, активизации его иммунных сил. Оздоровительная и адаптивная физическая культура — понятия схожие, но имеющие разные цели и способы реализации. Нельзя путать понятие оздоровительной физкультуры с лечебной, реабилитационной гимнастикой.

Общей физкультурой занимаются здоровые сильные люди для сохранения и укрепления физической формы, здоровья.

Цели и функции оздоровительной физкультуры

Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:

  • обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения;
  • совершенствование физических умений и навыков;
  • повышение иммунитета;
  • психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании, достижении целей;
  • регулирование нормальной массы тела и пропорций;
  • активный отдых, общение.

Адаптивная физическая культура преследует иные цели, поэтому применяется только для людей со стойкими нарушениями здоровья.

В методике выделяют такие основные функции общеразвивающей физкультуры:

  • оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов;
  • воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
  • образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.

Виды оздоровительной физкультуры

Классифицируют оздоровительную физкультуру в зависимости от возраста подопечных: детская, подростковая, молодежная, для пожилых людей. Существуют оздоровительные системы различных народностей, например, йога и аюверда. Разрабатываются авторские методики, например, по Иванову или Стрельниковой. Бывают комплексные оздоровительные мероприятия или имеющие конкретное направление. А также общеизвестные современные тенденции: аэробика, фитнес и другие.

Что такое адаптивная физкультура?

Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.

Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.

Адаптивная физическая культура — это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Цели и задачи

Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:

  1. Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
  2. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
  3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
  4. Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.

Принято выделять следующие виды адаптивной физической культуры:

  1. Специальное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.
  2. Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.
  3. Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера. Они несут в себе субъективную или объективную опасность.
  4. Отдельно следует отметить непосредственно адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества.

Адаптивный спорт

Понятие адаптивного спорта не ново. Достоверно известно, что еще в XIX веке на территории современной России создавались специальные образовательные организации для слепых. В их программу, помимо общеинтеллектуальных знаний, была включена специальная гимнастика. В 1914 году впервые были проведены соревнования по футболу для людей, страдающих глухотой. А уже в 1932 году в стране стали проводиться соревнования по самым разным видам спорта среди людей-инвалидов. Активно стали создаваться всевозможные объединения и организации, направленные на развитие адаптивной физической культуры.

В дальнейшем спорт для людей с ограниченными возможностями переживал разные этапы: от спада до возрождения и возникновения новых направлений. Начиная с 2000 года адаптивный спорт начал новый виток своего становления и развития. Направление популяризируется, распространяется. Тренеры накапливают опыт, спортсмены достигают высоких результатов на международном уровне.

На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:

  1. Паралимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – для людей с нарушениями слуха.
  3. Специальный – с интеллектуальными отклонениями.

В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.

Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.

Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.

Методы реализации

Цели адаптивной физической культуры и спорта понятны. Какими образом реализовать их на практике? Для этого необходимо овладеть специальными педагогическими приемами. Эффективно применяют в работе по физической культуре с инвалидами такими методы:

  1. Формирование знаний. Кроме усвоения необходимого объема информации, данный метод включает в себя развитие мотивации, определение ценностей и стимулов. Применяют словесные и образно-наглядные методы передачи информации. В зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства адаптивной физической культуры выбирают разные. Так, например, незрячему человеку можно предложить, в качестве наглядного метода получения знаний, тактильным образом ознакомиться с макетом скелета человека или отдельных мышц, обучая тем самым основам анатомии и физиологии. А словесный метод для глухих людей проводится вместе с сурдологом или с помощью показа таблиц.
  2. Метод развития практических навыков. Применяются как стандартизированные подходы, так и авторские частные методики адаптивной физической культуры, рассчитанные на людей с определенными отклонениями. Подробнее о частных методиках описано ниже.

Методики

Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:

  • нарушение зрения;
  • нарушение интеллекта;
  • нарушение слуха;
  • нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.

Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.

Наибольший вклад в развитие частных методик данного направления сделан таким педагогом, как Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура в ее работах рассматривается как социальный феномен, требующий многостороннего подхода со стороны профессионалов, работающих с инвалидами.

Следует отметить исследования такого педагога, как Л. Н. Ростомашвили, по методике адаптивной физкультуры для людей с нарушениями зрения. Проблемой физической активности для людей с ограниченными возможностями занимались Н. Г. Байкина, Л. Д. Хода, Я. В. Крет, А. Я. Смекалов. Методику адаптивной физкультуры при ДЦП разработал А. А. Потапчук. Для людей с ампутированными конечностями и врожденными аномалиями комплексом специальной физкультуры занимались А. И. Малышев и С. Ф. Курдыбайло.

Настольной книгой для студентов педагогических вузов по спортивным специальностям является учебник под авторством такого педагога, как Л. П. Евсеев. Адаптивная физическая культура рассматривается с точки зрения практической реализации. В книге раскрываются основы адаптивной физкультуры для людей с разными нарушениями: цели, задачи, принципы, концепции, виды, методология, содержание, другие рекомендации.

Адаптированная физкультура для детей

Если оздоровительной физкультурой дети занимаются с самого раннего возраста, то когда появляется необходимость в адаптивном спорте? К сожалению, медицинская статистика неутешительна – с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП. Для таких детей адаптивная физическая культура – неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по реализации специально направленной физической активности ребенка, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.

В нашей стране практикуется создание отдельных «спецгрупп» и классов в общих дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Кроме того, существуют специальные организации для детей со стойкими нарушениями здоровья, где реализовываются частные методики адаптивной физкультуры.

Прогноз для детей-инвалидов, с которыми проводится адаптивная физкультура, положительный. У большинства значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.

В нашей статье рассмотрена теория и организация адаптивной физической культуры. Такое направления является значимой частью общей физкультуры и спорта. Развитие и распространение данной спортивной отрасли в обществе – важная задача целого государства и каждого из нас в частности.

Адаптивная гимнастика Сергея Бубновского для начинающих

Авторская методика оздоровления доктора Бубновского быстро обрела популярность, поскольку эффективность ее была доказана десятками тысяч опробовавших. Адаптивная гимнастика Бубновского представляет собой специальный комплекс упражнений, разработанных для улучшения подвижности суставов и позвоночника, для восстановления резервных сил организма. В основе методики лежит кинезитерапия, предполагающая сочетание разных видов терапии посредство движений. Доктор подобрал упражнения, которые борются с гиподинамией и болезнями, являющимися ее следствием. Мышечные и костные недуги по методу Бубновского лечатся несложной гимнастикой, включающей в себя в частности и занятия на силовом тренажере МТБ, который был разработан сами автором методики.

Адаптивная гимнастика по Бубновскому: особенности и преимущества

Гимнастика Бубновского может выполняться даже новичками без физической подготовки, потому у нее нет ограничений по возрасту. Она может использоваться для лечения и профилактики при таких проблемах, как остеохондроз, артроз, грыжа, сколиоз, остеопороз и множество других патологий костно-мышечной системы, а также при реабилитации после операций на суставах или позвоночнике. Причем в некоторых случаях упражнения можно делать даже при обострении патологии для снятия болевого синдрома.

Достоинства адаптивной методики Бубновского в сравнении с классической ЛФК следующие:

  • Она доступна любому человеку;
  • Предполагает сочетание физических нагрузок с дыхательной гимнастикой и криотерапией (применением холода для лечения);
  • Позволяет укрепить мышечный корсет.

Автором было разработано множество методик, предназначенных для конкретной группы лиц. Так, существуют комплексы упражнений, предназначенные для маленьких детей, подростков, пожилых людей, беременных. Также есть комплексы для тех, кто наряду с суставными заболеваниями страдает также патологиями внутренних органов. Для каждого недуга существует индивидуальная программа.

Гимнастика Бубновского является эффективным альтернативным способом терапии костно-мышечной системы без лекарств, физиопроцедур и ортопедических устройств, а также прочих методов классической терапии. Простые упражнения способствуют комплексному оздоровлению организма.

Существует два основных вида гимнастики Бубновского – адаптивная и суставная.

Адаптивная гимнастика по Бубновскому была разработана для начинающих, которым нужно размять свое тело, приучить организм к регулярной активности и устранить болевые ощущения.

Выполняется гимнастика на тренажере в лечебном центре. Однако при отсутствии возможности посещать зал или купить тренажер можно прибегнуть к альтернативному виду гимнастики, которую можно выполнять и в домашних условиях самостоятельно.

На втором этапе выполняется суставная гимнастика, когда тело пациента уже готово к более сложным и интенсивным нагрузкам. Эти упражнения направлены на повышение подвижности всех суставных элементов, в частности и позвоночного столба.

Адаптивная гимнастика Бубновского позволяет добиться следующих результатов:

  • Устранить мышечные спазмы в какой-то из областей позвоночного столба, к примеру, в пояснице.
  • Сделать мышцы более эластичными (и эта эластичность будет сохраняться в течение долгого времени по завершении курса).
  • Улучшить подвижность конкретных суставов и восстановить общую гибкость позвоночника;
  • Устранить отеки;
  • Нормализовать обменные процессы, улучшить кровообращение и лимфоток в проблемной области;
  • Оздоровить организм в целом;
  • Научиться контролировать эмоции.

В выполнении гимнастики Бубновского нужно придерживаться следующих правил:

  • Выполнять упражнения нужно регулярно.
  • Движения должны выполняться плавно, в умеренном темпе, не слишком быстро.
  • Повышать нагрузку нужно постепенно.
  • Контролируйте дыхание: нужно дышать глубоко и размеренно, в такт движениям.

Адаптивная гимнастика Бубновского для начинающих: упражнения

Гимнастика Бубновского выполняется достаточно просто и направлена на устранение болевых ощущений и прочих дискомфортных симптомов.

Основные упражнения комплекса следующие:

  • Нужно расслабиться и прогнуть спину. В положении стоя на четвереньках выдохните, выгните спину, а затем на вдохе прогнитесь. Упражнения нужно повторять до 20 раз.
  • Следующее упражнение направлено на растяжку мышц. В положении стоя на четвереньках нужно вытянуть одну ногу назад до максимума и сесть на другую. Повторить 20 раз.
  • В положении стоя на четвереньках делайте наклоны, вытягивая тело вперед, но избегая сильного прогиба в пояснице. Удерживайте равновесие.
  • Следующее упражнение направлено на растяжку мышц спины. В положении стоя на четвереньках выполните вдох и согните локти, на выдохе же выпрямите руки и присядьте на свои пятки.
  • Это упражнение помогает проработать мышцы живота. Нужно лечь на спину, держать руки за головой, согнуть колени. Теперь попробуйте коснуться локтями своих коленок настолько, насколько можете.
  • Нужно лечь на спину, вытянуть руки и приподнять с пола таз, будто выполняя полумостик.

Этот комплекс упражнений эффективно помогает устранить болевой синдром в спине. Также он часто используется для профилактики.

Также начинающим для подготовки к дальнейшим нагрузкам полезны следующие упражнения, помогающие вылечить и предотвратить суставные заболевания:

  • Нужно расслабиться, сидя на пятках. Выполните вдох, приподнимитесь, а после сделайте круговые вращения руками. Выдохните и снова сядьте на пятки. Рекомендуется повторить упражнение 20 раз.
  • Руки расположены на животе. Плотно сожмите ваши губы и попробуйте на выдохе произнести ими звук «ПФ». Сделать тоже нужно 20 повторений.
  • Нужно лечь на спину, согнуть коленки и держать руки за головой. Выполните вдох, приподнимитесь от пола и вернитесь в исходное положение на выдохе. Сделать упражнение нужно 20 раз.
  • Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Лягте на спину, колени согните и руки поместите за голову. Выполните выдох, приподнимая при этом таз и сдвигая коленки. Повторить 20 раз.
  • Положение тела аналогично предыдущему упражнению. Делайте акцент на выдохе. Приподнимите ноги с туловищем и постарайтесь свести локти и коленки. Повторить 20 раз.
  • Нужно лечь набок и упереться на свою руку. Подтяните коленки к груди. Выполните 20 повторений для правой, а затем для левой стороны.

На начальном этапе подготовительной гимнастической программы вы можете столкнуться к мышечными болями. Чтобы справиться с ними, можно принять прохладную ванну или же обтереть тело либо сустав прохладной водой. Это поможет предупредить возникновение отеков ввиду активизации мышц после долговременного отсутствия физической активности.

Эффективность такой гимнастики подтверждена во всем мире. Выполняйте ее регулярно, и уже скоро вы заметите явные улучшения. Посмотрите обучающие видео об адаптивной гимнастике Бубновского для начинающих, которые помогут понять правильную технику выполнения упражнений.

Адаптивная гимнастика Бубновского на видео



Общеразвивающая программа по адаптивной гимнастике

В программу входят профилактические и оздоровительные методики (специально подобранные ФУ элементы точечного массажа, приемы самомассажа подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д.), направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактика утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях (самостоятельные занятия оздоровительной гимнастикой, закаливание, фито-витамино-профилактика и т.д.)
Формы организации занятий: групповые, по подгруппам. Используется комбинированная форма занятий: теоретическая часть (беседа, инструктаж) и практическая (освоение приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты, самостоятельная работа). Занятия строятся по стандартной схеме (подготовительная, основная, заключительная части).

На занятия принимаются учащиеся имеющие медицинские показания такие как: нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, обмена веществ, а также часто болеющие орви.
В спортивно оздоровительных группах тренировочные занятия проводятся в рамках организованной учебно-тренировочной деятельности, где даются необходимые теоретические знания и выполняются определенные объемы тренировочных нагрузок с постепенным увеличением при соблюдении одного из основных дидактических принципов обучения «от простого к сложному». Обучение мальчиков и девочек ведется совместно по единой программе.

Педагоги

тренер-преподаватель: Ключник Олеся Сергеевна, Юрченко Татьяна Владимировна

Содержание программы

Программа рассчитана на реализацию в течение 4-х лет (возраст 5 лет до 18 лет),
СОГ-1-184 часа, 4 часа в неделю
СОГ-2-184 часа, 4 часа в неделю
СОГ-3- 276 часа, 6 часов в неделю
СОГ-4- 276 часа, 6 часов в неделю
Разделы программы:
1. Основы знаний.
2. Общеразвивающие и коррекционно развивающие упражнения.
3. Двигательные умения и навыки.
4. Подвижные игры и элементы спортивных игр.
В I раздел программы вошли:
— «Основы знаний» – общие сведения теоретического характера, которые излагаются во время урока при изучении того или иного материала.
«Общеразвивающие упражнения» – упражнения без предметов и с предметами: г/палкой, с малым мячом, со средним-большим мячом, с г/обручем, с набивным мячом.
«Корригирующие упражнения» специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку; упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.
Во II раздел программы вошли основные двигательные умения и навыки:
— различные виды построений и перестроений;
— различные виды бега, прыжков;
— упражнения в бросках, ловле, метании, переноске и передаче предметов;
— упражнения в равновесии, лазанье, перелезании, подлезании;
— элементы художественной гимнастики с предметами (г/мячом, г/обручем);
— упражнения на тренажерах, которые направлены для тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем, для профилактики кардиореспираторных заболеваний и гармоничного физического развития учащихся.
III важнейшим разделом программы являются игры, включающие в себя, как подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, так и игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно-моторной координации, игры, направленные на совершенствование функции дыхания, а также элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол, волейбол, пионербол, бочче).

Цели программы

Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья.

Результат программы

Повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
— включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
— проверка выполнения отдельных упражнений;
— выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector